В российский прокат вышел фильм про войну, который английский режиссер Шон Эллис снял в лучших традициях советского кинематографа.
Удивительно, но факт: отечественные кинематографисты разучились снимать достойные фильмы о событиях Великой Отечественной войны. В основном получается у них развесистая клюква, где звезды сериалов со средиземноморским загаром и белоснежными улыбками старательно изображают подвиг советских солдат. Делаются такие фильмы обычно для галочки, к датам, и не оставляют никакого следа ни в душе зрителей, ни в истории кинематографа. Всё лучшее, что создано на эту тему, навсегда осталось в советском прошлом. И, похоже, перспектив в этом плане - никаких.
Антигитлеровский киноблок
Другой удивительный факт: всё чаще именно иностранное кино, пусть и не на тему Великой Отечественной, а Второй мировой, получается близким по уровню и духу к тем картинам, которые когда-то создавали советские мастера экрана. Те самые иностранцы, которых у нас обвиняли в искажении истории, приукрашивании действительности и прочих грехах, начали выпускать один за другим фильмы, вызывающие у отечественных зрителей забытые чувства, возникающие обычно при встрече с героико-патриотическим кино.
Вот и фильм с ничего не говорящим большинству потенциальных зрителей названием «Антропоид» неожиданно оказался из их числа. Учитывая, что рекламы у фильма практически не было, а слово «антропоид», если руководствоваться отечественной прокатной политикой, вполне можно было перепутать с «андроидом» или «гуманоидом» и, соответственно, ждать от картины чего-то блокбастерно-фантастического, у многих случайно попавших именно на этот фильм увиденное вызвало шок. В хорошем смысле слова: попкорн и пиво были забыты, в финале - о многом говорящая тишина в зале и долго не встающие со своих мест зрители.
«Андропоид» оказался основанной на реальных событиях историей бойцов чешского Сопротивления, снятой английским режиссером Шоном Эллисом при поддержке кинематографистов Франции и Чехии. Такой получился серьезный «антигитлеровский блок», правильно расставивший все исторические акценты и вместе с тем сделавший отличный, смотрящийся на одном дыхании фильм.
Хотя поначалу втянуться в предложенные кинообстоятельства непросто. Фильм снят почти в документальной стилистике - всё какого-то серо-болотного цвета, прыгающая и слегка ускоренная, как в документальном кино, камера, непривычные «киноуху» чешские имена: Йозеф Габчик, Ян Кубиш. Так звали реальных героев чешского Сопротивления, которых правительство Чехословакии, находящееся в изгнании в Англии, в 1942 году отправило в Прагу для ликвидации Рейнхарда Гейдриха, протектора Богемии и Моравии, третьего лица Рейха, получившего прозвище «пражский мясник». «Андропоид» - это как раз название этой операции, которая достигла своей цели - Гейдрих был убит. Фашистские каратели жестоко отомстили за его смерть - были казнены сотни мирных жителей, погибли и Габчик с Кубишем. Позже фашистами были расстреляны все члены семей и близкие родственники героев. Но именно «Андропоид» стал переломным моментом, после которого Черчилль назвал Чехословакию важной силой в борьбе с фашизмом.
Чужой подвиг?
Надо сказать, что и на мрачные цвета, и на непривычные имена очень быстро перестаешь обращать внимание. Настолько органично они вписываются в общую концепцию картины, снимавшейся на улицах старой Праги, мало изменившихся за десятилетия, прошедшие со времен войны. Опять же детали военного быта переданы скрупулезно - ни одной фальшивой ноты. Костюмы, прически, интерьеры, даже манера персонажей говорить и двигаться - всё достоверно. Интересно, что на роли главных героев режиссер рискнул пригласить актеров, которые, кажется, совсем на них не подходят. Так, Кубиша играет Джейми Дорнан, красавчик из всех «Оттенков серого», а Габчика - Киллиан Мерфи, у которого внешность скорее маньяка, чем героя. И оба не боятся сломать сложившиеся амплуа и перевоплощаются полностью - им веришь. И оба, как ни странно, очень похожи на героев советского кино про войну. Пусть и не на Штирлица, но на Майора Вихря тот же Дорнан - вполне тянет.
Да и в целом фильм очень похож на те трагические истории военного времени, которые когда-то снимали советские режиссеры. Всё в нем на своих местах - интрига, напряжение, патриотизм, предательство и подвиг. И главные герои, которые действительно герои. Их образы и их имена, надо думать, запомнятся тем, кто посмотрел фильм.
Кто-то, наверное, скажет: а это ведь не русские солдаты! Ну так и что? В борьбе с фашизмом нет национальностей. Здесь есть герои и есть предатели. В фильме нам их и показали. И это самое лучшее патриотическое воспитание, о котором у нас так заботятся сегодня. Похоже, больше на словах. Ведь те, кто выпускал фильм на российские экраны, не только не удосужились организовать ему рекламу, но даже не напряглись, чтобы исправить ошибки в русских титрах, которые вводят зрителя в курс дела. Такое вот отношение к чужому творчеству и к чужому подвигу…
Автор: Анна Ветлинская
За информацию спасибо сайту http://www.interessant.ru.
Рецензия на фильм «Антропоид»: Вызываем огонь на себя
|