Историческая драма Джесси Джонсона «Будика: Королева воинов» (Boudica) рассказывает о легендарной воительнице, возглавившей в 61 году н. э. восстание кельтских племён Британии против римлян. Юлию Шагельман этот фильм заставил вспомнить не столько Тацита, сколько фэнтезийные боевики 1980-х — и, увы, сравнение оказывается не в пользу свежей картины.
Предводительница племени иценов Боудикка (до конца ХХ века её чаще именовали на римский манер Боадицеей, но потом перешли к более правильному кельтскому произношению) — одна из великих героинь британской истории, воплощение несгибаемого островного духа. Ей даже установлен памятник в Лондоне, недалеко от здания парламента.
Однако, как ни странно, в кино за её доблестную историю брались редко. Можно вспомнить телефильм Билла Андерсона 2003 года, где мужественную царицу играла Алекс Кингстон, а сценарий писал один из самых заслуженных деятелей британского ТВ Эндрю Дэвис. А ещё была картина Зои Морган 2019 года с пугающей оценкой 3,1 балла (из 10) на IMDB.
Новая «Будика» (будем называть её так же, как прокатчики) наскребла 4,4 балла, но назвать её достойной данью памяти бесстрашной кельтической амазонки, увы, тоже не получается.
Ввиду бросающегося в глаза отсутствия бюджета почти всё действие фильма происходит в чахлом лесу, обозначающем территорию современного Норфолка. Здесь живёт племя иценов, возглавляемое Прасутагом (Клайв Стэнден), тут же, практически за порогом его царской хижины, развёрнут рынок, а за поворотом распинают христиан (куда же в фильме про Древний Рим без распятых христиан).
Здесь же будут происходить все битвы: от небольших стычек с заблудившимися отрядами легионеров до эпичного побоища в финале, ради которого создатели увеличат массовку вдвое — с 15 человек до 30 и даже приволокут для Будики (Ольга Куриленко) колесницу.
Пока не началось смертоубийство, Прасутаг, Будика и их дочери (Литяна и Лилибет Бутанасевы) являют собой идеал здоровых семейных ценностей. Напротив, император Нерон (Гарри Киртон), сидящий в красной набедренной повязке и лавровом венке в каком-то заставленном статуями помещении в далёком Риме, судя по его манерам, только и делает, что предаётся разврату — за кадром. В кадре же он издаёт указ о том, что женщинам в его империи запрещается занимать какие-либо руководящие позиции, даже среди «дикарей», каковыми римляне считают население Британских островов.
Поэтому, когда Прасутаг погибает, преданный одним из своих приближённых, злобный римский наместник (Ник Моран) отнимает у Будики её земли и всё прочее имущество, а саму её вместе с дочерями приказывает выпороть. Измученную пыткой женщину выкрадывают воины племени триновантов, которые объясняют ей, что она — прямая наследница древней кельтской богини-воительницы, а значит, должна возглавить их борьбу против римских оккупантов.
Так что Будике приходится взять в руки меч, сменить женственный макияж на боевую раскраску (чем дальше, тем больше места синяя краска занимает на её лице, не стирая, впрочем, с него выражения крайней ошарашенности), кинуть боевой клич и отправиться мстить римлянам.
Появись этот фильм на свет в 1980-е, во времена «Конана-варвара» (1982), «Конана-разрушителя» (1984) и «Рыжей Сони» (1985), которые он неуловимо напоминает общей бредовостью происходящего, главную роль в нём наверняка играла бы какая-нибудь мускулистая белокурая бестия. Её бы пару раз раздели (просто потому, что это красиво), придумали бы ей любовную линию с лоснящимся воином-бодибилдером, врагов бы она раскидывала голыми руками, а главное — авторы не стеснялись бы того, что снимают кич с искусственной кровью, полным отсутствием исторической достоверности и даже просто связного сюжета.
Увы, создатели «Будики» чувства юмора и весёлой наглости лишены начисто.
Поэтому придуманные ими корявые диалоги, до смешного низкобюджетные сцены сражений, белые носки на римских центурионах и переизбыток отрезанных частей тела в кадре вытерпеть гораздо сложнее.
За информацию благодарим сайт kommersant.ru
Есть женщины в кельтских селеньях
|