На HBO стартовал четвёртый сезон культовой криминальной антологии. На этот раз Джоди Фостер с напарницей расследуют в снегах Аляски гибель учёных, к которой, возможно, имеют отношение сверхъестественные силы. Правда, в самом сериале пока слишком мало магического, считает Станислав Зельвенский.
Станислав Зельвенский Критик Кинопоиска
В шахтёрском городке Эннис на Аляске наступает полярная ночь. Но спать ближайшие тёмные месяцы шефу местной полиции (Джоди Фостер) явно не придётся: в Эннисе происходит инцидент поинтереснее, чем традиционное в этих краях вождение под градусом. Из расположенной неподалёку исследовательской станции Tsalal пропадают все учёные — восемь мужчин из разных уголков мира. На полу рядом с попкорном валяется отрезанный человеческий язык, по телевизору идёт «Выходной день Ферриса Бьюллера», и на случай, если этого недостаточно, чтобы насторожиться, на грифельной доске крупно выведено: «Мы все мертвы».
Прошло ровно десять лет с тех пор, как туманные философствования Раста Коула свели телезрителей планеты с ума, и пять — с тех пор, как титры «Настоящего детектива» в последний раз появлялись на экране в добротном, но вызвавшем мало энтузиазма третьем сезоне. Антология возвращается с новым шоураннером: постоянного автора Ника Пиццолатто сменила мексиканка Исса Лопес, обратившая на себя внимание социальным хоррором «Тигры не боятся»; она не только придумала, но и поставила все шесть серий.
На сюрреалистических, как обычно, начальных титрах вместо кантри или Леонарда Коэна шепчет что-то угрожающее Билли Айлиш, символизируя гендерный переход сериала. Несмотря на Рэйчел МакАдамс в приснопамятном втором сезоне, «Настоящий детектив» всегда был исключительно мужской, даже мачистской историей; больше это не так. О преемственности говорить тоже можно: гротескные убийства и экзистенциальные вопросы на месте, происходящее вновь плотно завязано на американской географии, и Лопес не поленилась рассыпать для фанатов отсылки к «жёлтому королю» и загадочным спиралям. Но сходства лишь подчёркивают то, что новый автор озабочена другими вещами, нежели Пиццолатто, и видит мир совершенно иначе.
В каком-то смысле «Детектив» стал даже эксцентричнее: заигрывания с оккультным в предыдущих сезонах бывали настойчивыми, но не переходили определённых границ. Лопес же, как настоящая латиноамериканская писательница, склонна к густому магическому реализму. Какую роль в «Ночной стране» играет сверхъестественное, покажет время, но уже в первой серии по экрану шагают босоногие призраки и мистические северные животные, а бегство учёных в снежную ночь в духе группы Дятлова сопровождается испуганным «Она проснулась». Можно предположить, что сериал объяснит, что сможет, рационально, а все дыры зальёт многозначительной мистикой формата «решайте сами, что это было».
И то же время этот сезон выглядит тривиальнее, привычнее, чем все предыдущие: внутренние клише «Детектива» («Мы одни. Бог тоже», — сразу объявляет одна из героинь) перемешаны с заготовками из обычных процедуралов. Плюс арктическая жуть в духе фильма «Нечто», скандинавских хорроров или сериала «Террор» (с которым «Детектив» делит оператора). По крайней мере, Джоди Фостер, которой в последние, скажем, пару десятилетий редко везло на роли, не спешит реанимировать Клариссу Старлинг. Её героиня по имени Лиз Дэнверс куда ближе к уинслетовской Мейр из Исттауна. Дэнверс не лезет за словом в карман мешковатой формы и ценит фэнтези-футбол; в наследство от сложной личной жизни у неё осталась почти взрослая приёмная дочь. Всё это не мешает, само собой, её исключительной проницательности.
В традиционном амплуа напарницы поневоле — полицейская индейских кровей Эванджелин Наварро, не менее решительная женщина (её играет экс-чемпионка по боксу Кали Реис) в крестовом походе против расизма, капитализма и домашнего насилия. Ей мерещится сослуживец из Ирака с половиной головы, а то, что она всегда предпочитает быть сверху, проиллюстрировано такой нарочито красноречивой секс-сценой, что, будь эта сцена человеком, залезла бы на табуретку. Наварро, разумеется, озабочена старым нераскрытым делом, жестоким убийством активистки, которое — сюрприз! — может быть связано с новым инцидентом.
В помощниках у Дэнверс — положительный юноша (Финн Беннетт), которого она кормит супом, и его демонстративно туповатый отец (замечательный Джон Хоукс), который ожидает заказанную по интернету русскую невесту и, скорее всего, что-нибудь скрывает. На заднем плане по морозу ходит леди Фиона Шоу в роли дамы с поленом.
Первая серия захлёбывается в пространных экспозициях: герои терпеливо объясняют друг другу (на самом деле, нам), кто здесь что и что к чему. Потом, не исключено, дело пойдёт поживее, но интриги очередного рабочего городка пока выглядят не очень многообещающе, и по большому счёту «Ночная страна» кажется более пафосной и менее палповой, а значит, и куда менее развлекательной версией британского сериала «Фортитьюд». Когда призраки и монстры рассеются вместе с полярной ночью, виновными наверняка окажутся мужчины, корпорации и эксплуатирующие эскимосское население белые дьяволы. В жизни всё так и есть, но вопрос, стоит ли выписывать на подобное открытие настоящего детектива.
За информацию благодарим сайт kinopoisk.ru
«Настоящий детектив: Ночная страна» — северная мистика или антикапиталистический процедурал?
|