В романтической комедии «Без обид» лауреатка премии «Оскар» Дженнифер Лоуренс демонстрирует все грани своего комедийного таланта и меняет стандарты восприятия женской наготы. Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему фильм, несмотря на смелость и остроумие, вызвал волну негодования со стороны критиков и зрителей.
Главная героиня «Без обид» Мэдди безуспешно пытается спасти своё финансовое положение. Небольшой частный дом грозятся забрать из-за неуплаты налогов, по этой же причине у Мэдди уже конфисковали подержанный автомобиль, который обеспечивал её скромный, но стабильный заработок. В отчаянии Мэдди решает откликнуться на электронное объявление на сайте Craigslist: богатая пара ищет привлекательную девушку, готовую лишить девственности их 19-летнего сына Перси, интроверта и аутсайдера. Та, кто сможет преподать юноше уроки сексуального воспитания, получит в награду семейный автомобиль марки «Бьюик». Мэдди решает вписаться в сомнительную авантюру, не подозревая, что знакомство с Перси обернётся для неё чередой комических ситуаций разной степени неловкости.
Постановщиком «Без обид» выступил Джин Ступницки, лауреат Гильдии сценаристов Америки, известный, в частности, по американской версии «Офиса» и комедии «Очень плохая училка» с Кэмерон Диаз. Вышедший после затяжной четырёхлетней паузы в карьере режиссёра фильм «Без обид» — это попытка вернуть зрительский интерес к полумёртвому жанру молодежной комедии. Будучи одним из самых популярных жанров конца 1990-х и начала 2000-х, молодежная комедия поспособствовала развитию карьеры многих признанных кинематографистов, в том числе Джадда Апатоу («Сорокалетний девственник»), Кевина Смита («Клерки», «Лоботрясы»), Тодда Филлипса («Мальчишник в Вегасе»), Пола Вайца («Американский пирог»).
Однако новое понимание этики, ворвавшееся в кинематограф начала 2020-х, не в последнюю очередь благодаря скандалу вокруг Харви Вайнштейна и движению #MeToo, во многом привело молодёжную комедию к кризису, оставив истории о сексуально неуклюжих подростках в прошлом. Общественная реакция на завязку «Без обид», которая во многом вторит хрестоматийному шекспировскому «Укрощению строптивой», говорит о настроениях современной аудитории лучше всего: режиссёра Ступницки и сценариста Джона Филлипса уже успели обвинить в том, что фильм оправдывает груминг (установление взрослым доверительных отношений с ребёнком с целью его дальнейшего совращения), несмотря на то, что Перси по сюжету 19 лет. А также в продвижении образа так называемой токсичной маскулинности. В частности, сексуальная неопытность Перси воспринимается в фильме как нечто постыдное — правда, не им самим и даже не его друзьями, а исключительно родителями парня, чьи методы воспитания Ступницки как раз критикует, пусть и не очень старательно.
К слову, обвинения в груминге авторы «Без обид» попытались предусмотреть, но безуспешно. В одной из сцен к главной героине Мэдди приходит её бывший одноклассник, который рассказывает о том, что женился на учительнице, соблазнившей его в школе. Показательный эпизод довольно быстро выветривается из головы, а противопоставление реального груминга истории Мэдди кажется опциональным — больше Ступницки к этому персонажу не возвращается. Подобная сценарная лень в итоге вышла картине боком и частично подтвердила объективность зрительских претензий, ведь Перси и правда становится жертвой обмана.
Но если в сюжете «Без обид» есть множество откровенно спорных тезисов, то величие актёрского таланта Дженнифер Лоуренс в фильме не вызывает никаких сомнений. После ряда коммерчески успешных блокбастеров («Люди Икс: Первый класс») и обласканных критиками драм («Зимняя кость», «Джой») Лоуренс возвращает себе звание главной оторвы Голливуда и делает это с блеском. Её Мэдди — девушка без комплексов, живущая по правилу «моё тело — моё дело», о чём неоднократно она заявляет в фильме. Мэдди ведёт активную сексуальную жизнь, открыто в этом признаётся, но при этом всегда готова отстоять свои границы, а если нужно — и уложить обидчика на лопатки.
Момент, в котором Мэдди, будучи абсолютной голой, устраивает сеанс рукопашной борьбы на пляже, уже успел стать вирусным, и разговоры вокруг него ведутся не просто так. Во-первых, эта сцена — абсолютно бесстыдная буффонада, снятая в лучших традициях того же «Американского пирога». Во-вторых, подчёркнутая нагота актрисы здесь ничуть не сексуализируется, напротив — она призвана раскрепостить зрителя, снять с него социальные ограничения. В том числе и в отношении собственного тела, которое в современном обществе, увы, всё ещё принято не только принимать, но и стыдить за всё подряд. В-третьих, эта сцена — настоящий вызов индустрии, которая, несмотря на волну феминизма, продолжает воспринимать обнажённое женское тело исключительно как объект для соблазнения. Лоуренс на собственном примере доказывает, что телесность может быть смешной, неловкой, шокирующей, а не только сексуальной — в конце концов, большая часть молодёжных комедий призвана снизить напряжение вокруг темы интимной близости, которой и так придаётся слишком много значения.
Однако сборы фильма в мировом прокате (скромные $86 млн при бюджете в $45 млн) показали, что сейчас не самое лучшее время для возрождения старого жанра. В мире, где люди так отчаянно держатся за моральную и физическую неприкосновенность, места для импульсивности и неловкости просто не существует. Такую реакцию общества можно назвать естественным ответом на травмы, полученные поколением в период расцвета сексуальной революции, когда понятия личных границ не существовало в принципе. И только если через несколько лет люди захотят снова стать открытыми и уязвимыми, то тогда у комедии «Без обид» появится второй шанс.
За информацию благодарим сайт forbes.ru
«Без обид»: как новый фильм с Дженнифер Лоуренс меняет восприятие женского тела
|