Король / The King Великобритания, Венгрия, Австралия, 2019 Режиссер: Дэвид Мишо В ролях: Тимоти Шаламе, Джоэл Эдгертон, Роберт Паттинсон, Том Фишер
Молодой принц Генрих (Тимоти Шаламе), которого близкие называют Хэл, живет вдали от политики и предпочитает проводить дни в кутеже и разврате. Его отец – король Генрих IV (Бен Мендельсон) – серьезно болен и уже не в состоянии руководить Британией. По всей стране разгораются мятежи, идет гражданская война, а старые враги французы мечтают воспользоваться слабостью англичан. В это непростое время юноше Хэлу, нареченном Генрихом V, придется встать на престол и восстановить честь своей нации, хотя он и мечтал совсем о другой жизни.
Короля Генриха V принято считать одним из самых выдающихся национальных лидеров в британской истории. Связано это, прежде всего, с тем, что за время своего сравнительно недолгого правления, правитель сумел подчинить Англии практически всю территорию Франции, тем самым сыграв ключевую роль в Столетней войне. Впрочем, слава Генриха не была бы столь широкой, если бы не Уильям Шекспир, посвятивший ему целых две пьесы из своего цикла исторических хроник. Бард основательно мифологизировал короля и вручил ему в советчики и товарищи одного из самых колоритных своих персонажей – толстяка Фальстафа. В «Короле», снятом Дэвидом Мишо («По волчьим законам», «Ровер»), от Шекспира мало что осталось, хотя формально сюжет следует за классическими пьесами, и тот же Фальстаф здесь фигурирует. Однако на основе истории и литературы, режиссер собрал оригинальную и небезынтересную биографию молодого короля.
В «Короле» Генрих V – невольник судьбы. Он явно не хотел рождаться на свет наследным принцем Англии, а затем, уже с короной на голове, вступать в очередную кровопролитную битву с Францией. Для молодого правителя война абсурдна и немыслима, и в этом смысле Генрих в фильме получился очень современным. Однако Англии необходима сильная рука, и других способов объединить народ, кроме как в сражении против общего национального врага, в Средневековье еще не придумали. Кроме того, придворные уже строят козни и подначивают молодого правителя срочно ответить французскому королю на его пренебрежительные жесты в стороны Британии. Угрюмый Генрих, прожигавший жизнь в борделях и кабаках, в один момент становится воинским лидером и настоящей угрозой французам. Юноша считает, что следует за своей судьбой, но постепенно осознает, что, в сущности, им руководит совсем ни божья воля – он лишь жертва политических амбиций и жажды власти окружающих его советников и феодалов. Такая же жертва, как и простой народ – идущий умирать на поле боя в войне, которая никому не нужна.
Вряд ли реальный король Генрих разделял фрустрации и печали себя же в исполнении Тимоти Шаламе, однако актер отлично исполнил написанную ему роль. На экране привычнее видеть его в образе метущегося, но обаятельного подростка, как в «Зови меня своим именем» или недавнем «Дождливом дне в Нью-Йорке». В «Короле» же Шаламе не прочь перепачкаться в грязи: он с ревом бежит в бой, режет противников мечом, и все это выглядит на удивление органично и хорошо. Даже доспехи смотрятся на артисте не так уж архаично. Режиссер Мишо придумал отличного антагониста для Генриха – французского дофина, в исполнении Роберта Паттинсона. Роль у актера получилась небольшой, но очень запоминающейся: вульгарный, хихикающий выскочка, выражающийся с сумасшедшим акцентом. Интересную интерпретацию в «Короле» получил и балагур Фальстаф. Его Джоэл Эдгертон сыграл (и видимо написал, поскольку он числится в сценаристах) не канонично – Фальстаф больше не трикстер и жизнерадостный плут, а самый, что ни на есть трагический герой, уставший от войны солдат, верный долгу и дружбе.
Изображает невзгоды Генриха режиссер Мишо с интонацией хроникера: серьезно, кропотливо и с лирическими отступлениями. Однако, в отличие от прошлогодних «Король вне закона» и «Две королевы», он в больше степени преуспел в достоверности передачи времени и ее нравов. В особенности, это заметно в сцене битвы при Азенкуре: чумазые солдаты в тяжелых доспехах здесь не дерутся, а натурально пытаются устоять на ногах. Рыцари гибнут даже не от ударов меча, а попросту задыхаясь в толкотне и хаосе происходящего. Сражение поставлено Мишо очень убедительно и впечатляюще, одновременно напоминая лучшие моменты «Битвы бастардов» из «Игры престолов» и Ледовое побоище из «Александра Невского» Эйзенштейна.
Несмотря на проблемы с ритмом – местами «Король» уж очень тягуч и монотонен – фильм Мишо вполне можно назвать одним из наиболее удачных исторических фильмов последних лет. Конечно, до художественных высот «Полуночных колоколов» Орсона Уэллса, новому «Королю» далековато, но Мишо и не гнался за лаврами оригинального интерпретатора Шекспира или британской истории вообще.
За информацию спасибо сайту KINOMANIA
Рецензия на фильм «Король»
|