В свое время серийный убийца, садист, насильник и некрофил Тед Банди был настоящей "звездой" западных СМИ. Харизматичный, обаятельный, красноречивый, он с удовольствием раздавал интервью и, уже будучи приговорен к смертной казни, активно сотрудничал с ФБР, помогая ловить других преступников, благодаря чему и стал одним из прототипов знаменитого литературного, кино- и телеманьяка Ганнибала Лектера. Да и про самого Теда снято несколько документальных и художественных фильмов - например, "Потрошитель" (Ted Bundy) 2002 года с Майклом Рейли Бурком в заглавной роли.
Он был умен, умел вызывать доверие и манипулировать людьми - в том числе заманивая жертв... хотя не все из них были убиты или подвергались с его стороны физическому насилию. Ведший двойную жизнь Банди нанес глубокие психологические травмы тем, кто многие годы общался с ним, считая его добропорядочным гражданином. Тем, кто до конца сомневался в его виновности, кто его... ну да, любил.
Картина документалиста Джо Берлингера рассказывает историю Теда как раз с точки зрения его бывшей девушки, матери-одиночки Элизабет Клепфер (Лили Коллинз), но также показывает зрителю и других поклонниц маньяка - одной из них Банди сделал предложение руки и сердца прямо во время судебного заседания... и она согласилась (этот момент показан в фильме, как и сцена быстрого секса в тюремном помещении для свиданий). В центре сюжета оказывается судебный процесс и события, ему предшествовавшие, включая два совершенных Банди побега из-под стражи, но начинается все со знакомства Теда и Лиз, а заканчивается их последней встречей лицом к лицу, когда Банди уже был приговорен. Таким образом Берлингер задает рамки повествования, указывая, что его как художника интересуют именно отношения двух людей и влияние Банди на Элизабет, а вовсе не кровавые похождения убийцы - они-то как раз остаются за кадром.
Проблема, однако, в том, что если в формате документалки ты можешь просто давать аудитории информацию, то в художественном кино следует озаботится поддержанием некой интриги - иначе ваш фильм просто будет скучно смотреть. "Красивый, плохой, злой" снят таким образом, а Зак Эфрон настолько убедителен в роли Теда, что до самого финала можно было бы гадать - а был ли Банди НА САМОМ ДЕЛЕ убийцей? Вот только зритель знает ответ на этот вопрос еще до начала просмотра.
Это создает довольно любопытный эффект, когда ловишь себя на мысли "а был ли мальчик", но тут же вспоминаешь: да, был, и этот мальчик наделал дел... И все же на полноценную интригу для художественного кино - не столь важно, к жанру триллера или драмы вы отнесете фильм Берлингера - это никак не тянет. А что нам предлагают взамен? Судя по финалу - интригу создатели пытались выстроить прежде всего вокруг вопроса, признается или нет Банди в том, что совершал, своей бывшей.
Тема, которую пытается исследовать "Красивый, плохой, злой" - вовсе не личность и деяния Теда Банди. Тема - психологические зависимости в парах, где личность одного человека преобладает над личностью другого, где есть "ведущий" и "ведомый". Что бывает, если "ведущий" - человек плохой, и через какой ад приходится пройти "ведомому", чтобы разорвать порочную и болезненную связь. Впрочем, серьезного межличностного конфликта, противостояния в этой истории нет, поскольку Банди противопоставлен не столько Элизабет Клепфер, сколько обществу, обывателям в целом. Режиссер-документалист дотошно воспроизводит отдельные сцены из реальных съемок, запечатлевших настоящего Банди. Эфрон идеален в образе Теда. Опытнейший Джон Малкович в роли судьи ни на секунду не дает усомниться в своем актерском мастерстве, представляя образ мудрого, но справедливого вершителя судеб, а Джим Парсонс по меньшей мере забавен в попытке оторваться от навечно прилипшего к нему образу Шелдона из ситкома "Теория большого взрыва"... Но оппозицией Банди-Эфрону выступают не они, а подружка героини (Анджела Сарафян) и новый бойфренд (Хэйли Джоэл Осмент) - персонажи, катастрофически уступающие образу Банди.
Возможно, в том и была задумка авторов - сыграть на противопоставлении злодея-харизматика, упыря-обаяшки скучным и не шибко симпатичным обывателям. Но опять-таки - и это противопоставление остается в большей мере умозрительным, реального сильного конфликта в фильме Берлингера попросту нет. Если Банди-Эфрон похищает любую сцену, в которой участвует, то за бытом и алкогольной депрессией его бывшей наблюдать большей частью скучно. Не умаляя страданий девушки, давайте все-таки отдавать отчет в том, что они не идут ни в какое сравнение с тем, что выпало на долю замученных и убитых... тех, кого создатели "Красивого, плохого, злого" оставили за кадром. Многолетний путь Лиз мотивируется желанием того, чтобы Тед избавил ее, слабую и не уверенную в себе, от чувства вины. Короткая жизненная дорога десятков девушек и девочек оборвалась смертью.
В итоге "Красивый, плохой, злой" нельзя назвать плохим фильмом. Но из-за сознательного отказа от введения сильных конфликтов, из-за боязни погрузиться во внутренний мир маньяка и демонстрации страданий его жертв - по-настоящему хорошим это кино тоже назвать язык не поворачивается. Джо Берлингер снял просто еще одну картину, позволяющую взглянуть на историю Теда Банди чуточку под другим углом. Посмотреть ее разочек вполне можно хотя бы из-за игры Зака Эфрона, а вот пересматривать вряд ли потянет.
За информацию благодарим сайт HORRORZONE
"Красивый, плохой, злой" - ни хороший ни плохой (рецензия)
|