Форма входа

Категории раздела
Стефани Майер [205]
Книги Сумеречной саги [117]
Фильм "Сумерки" [196]
Фильм "Новолуние" [191]
Фильм "Затмение" [342]
Фильм "Рассвет" [1462]
Книга/фильм "Гостья" [1178]
Актеры [15533]
Галерея [4923]
Фанфикшен [669]
Аудио-фанфикшн [61]
Обзоры фанфикшна [138]
Важные даты и события [201]
Библиотека [369]
Видео [4500]
Сайт [2494]
Опросы [172]
"Голодные игры" [6398]
Прекрасные создания [409]
Орудия смерти [1766]
Академия вампиров [1306]
Дивергент/Избранная [3892]
Делириум [40]
Золушка [1242]
Красавица и чудовище [1019]
50 оттенков серого [2646]
Если я останусь [263]
Сказки Диснея [374]
Фильмы Marvel и DC [664]
Прежде чем я уйду [4]
Ностальгия [202]
Утро, TR! [714]
Цитата дня [1770]
Кино с ... [397]
TR в пеленках [74]
Плейлист недели [543]
Разминка для ума [248]
Теория сериального взрыва [288]
Рекомендуем почитать [166]
Рекламное агенство [645]
Литературные дуэли [54]
АРТ-дуэли [108]
Разное [4287]
Горячие новости
Top Latest News
Галерея
Фотография 1
Фотография 2
Фотография 3
Фотография 4
Фотография 5
Фотография 6
Фотография 7
Фотография 8
Фотография 9

Набор в команду сайта
Наши конкурсы
Конкурсные фанфики

Важно
Фанфикшн

Новинки фанфикшена


Топ новых глав лето

Обсуждаемое сейчас
Поиск
 


Мини-чат
Просьбы об активации глав в мини-чате запрещены!
Реклама фиков

Всё, что тебе нужно сделать - попросить
Белла думала, что никто не сможет сравниться с её парнем, пока не встретила его лучшего друга Джаспера. Дав ей то, чего она хотела, Джаспер сказал кое-что смутившее её. Должна ли она чувствовать себя виноватой или, как сказал Джаспер, всё не так, как кажется?

Красные плащи
Элис и Белла изо всех сил спешат в Вольтерру, чтобы спасти Эдварда. Успеют ли они? Что, если опоздают? Как жить дальше, если возлюбленный, брат и сын умрет? Они должны успеть, а иначе их жизнь будет разрушена, и ее осколки будет уже не склеить...
Рождественская мини-альтернатива.

Если ты этого хочешь...
А что если Белла не осталась в Форксе после ухода Эдварда, а решила бороться за свою любовь? Сможет ли она вернуть упрямого вампира? Какими средствами она располагает для этого? Знаниями о существовании вампиров? Решимостью? Силой духа? Мы знаем одно: если Белла чего-то хочет, она становится ужасно изобретательной!
Альтернативное Новолуние.

Дом в розовом саду
Эсми Платт - известная американская писательница. Ее карьера стремительно идет в гору, а книги расходятся миллионными тиражами. Однако с написанием последней у Эсми возникают проблемы, и она решает уехать в очаровательное графство Вустершир в поисках вдохновения.

140 символов или меньше
«Наблюдаю за парой за соседним столиком — кажется, это неудачное первое свидание…» Кофейня, неудачное свидание вслепую и аккаунт в твиттере, которые в один день изменят все. Второе место в пользовательском голосовании конкурса Meet the Mate.

Стойка регистрации
Джейкобу не удалось спасти Беллу после прыжка со скалы, и она погибла. Год спустя она живет в Загробном мире, целыми днями регистрируя людей. Что случится, когда руководитель отправит ее в Чистилище за вампиром?

Секрет заброшенного поместья
С момента победы над Волдемортом минуло десять мирных для Англии лет. Отправленный по приговору суда в изгнание Драко Малфой возвращается домой. Однако стоило ему ступить на родную землю, как начинают происходить странные события, воскрешающие призраков далекого прошлого…

Расчёт любви
Хотите выйти замуж за миллионера? Спросите у Розали Хейл как. Для неё это цель номер один. Только вот, иногда даже трезвый расчёт уступает нахлынувшим чувствам, и остаётся только надеется, что сможешь вовремя понять, что значит для тебя конкретный человек.



А вы знаете?

А вы знаете, что в ЭТОЙ теме вы можете увидеть рекомендации к прочтению фанфиков от бывалых пользователей сайта?

А вы знаете, что в ЭТОЙ теме авторы-новички могут обратиться за помощью по вопросам размещения и рекламы фанфиков к бывалым пользователям сайта?

Рекомендуем прочитать


Календарь
Наш опрос
Ваша любимая сумеречная актриса? (за исключением Кристен Стюарт)
1. Эшли Грин
2. Никки Рид
3. Дакота Фаннинг
4. Маккензи Фой
5. Элизабет Ризер
Всего ответов: 525
Мы в социальных сетях
Мы в Контакте Мы на Twitter Мы на odnoklassniki.ru
Группы пользователей

Администраторы ~ Модераторы
Кураторы разделов ~ Закаленные
Журналисты ~ Переводчики
Обозреватели ~ Художники
Sound & Video ~ Elite Translators
РедКоллегия ~ Write-up
PR campaign ~ Delivery
Проверенные ~ Пользователи
Новички

QR-код PDA-версии



Хостинг изображений


Главная » 2020 » Декабрь » 8 » Орудия смерти

Во имя отца и сына. На Netflix вышел «Манк» — ревизия «Гражданина Кейна» от режиссера Дэвида Финчера и сценариста Джека Финчера, его отца

12:34
 На Netflix вышел «Манк» Стриминговый сервис выпустил первую полнометражную картину Дэвида Финчера за 6 лет, которую тот снял по сценарию своего отца Джека. Сценарий был написан 30 лет назад, а Финчера-старшего уже 17 лет как нет на свете. Это тихое признание в любви отцу с Гэри Олдменом в главной роли получилось осмыслением одной из самых известных загадок загадок Голливуда — авторства сценария культового оскароносного «Гражданина Кейна» 1941 года, а еще цельным размышлением о роли автора в Фабрике Грез и о тех человеческих жертвах, на которых она стоит. Егор Москвитин посмотрел фильм и по просьбе Esquire рассказывает, почему этот фильм Финчера войдет в историю.

«Манк» — фильм-лабиринт, и чтобы разглядеть его архитектуру целиком — или хотя бы выбраться на свободу без ссадин — нужно знать кое-какой исторический контекст. Лучше всего на русском языке он изложен в статье Инны Кушнаревой из журнала «Сеанс». Суть в том, что история создания «Гражданина Кейна» стараниями нескольких кинокритиков полвека назад превратилась в такую же великую голливудскую тайну, как и смерть Элизабет Шорт и гибель Шэрон Тейт. Впрочем, об этих убийствах уже сняты две бесконечно синефильские поэмы — «Черная орхидея» Брайана де Пальмы и «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. А о метафорической смерти, случившейся во время работы над сценарием «Гражданина Кейна», Голливуд суеверно молчал. Как минимум потому, что никто так и не предоставил неопровержимых доказательств преступления.

Предыстория

В 1942-м году «Оскар» за сценарий «Гражданина Кейна» — кстати, его единственную награду от Киноакадемии — получили сразу два автора: Герман Манкевич и Орсон Уэллс. Но оба за статуэткой не явились. В 1971-м году критикесса Полин Кейл опубликовала огромный труд, в котором утверждала, что Манкевич написал фильм в одиночку. А затем был ограблен и предан Уэллсом, который присвоил себе всю славу и даже предлагал бедствующему автору унизительную взятку за то, чтобы тот снял свое имя с титров.

Но в 1972-м году в американском Esquire вышел ответ критика Питера Богдановича — причем тайным соавтором его статьи принято считать самого Орсона Уэллса. Журналист доказывал, что сценарий главного фильма века был написан как минимум на равных, а Уэллс никогда не притеснял Манкевича. Журналистская работа Богдановича выглядела респектабельнее, чем заявление Кейл: он опросил больше свидетелей и ответственнее углубился в архивы. Но в то же время он был биографом Уэллса. А значит, мог симпатизировать тому точно так же, как Кейл симпатизировала Манкевичу — голливудскому аутсайдеру, разделявшему ее литературоцентричные взгляды на киноискусство.

И, наконец, в 1975-м году спорщиков вроде бы рассудил киновед Роберт Кэрринджер, получивший доступ к архивам со всеми версиями сценария. Его сравнение семи итераций текста доказывает, что между соавторами действительно шла творческая война, и всесильный Уэллс не стеснялся гнуть свою линию — но и не отрицал заслуг Манкевича. Так или иначе, история создания «Гражданина Кейна» остается фундаментальным мифом о цене, которую автор платит за рождение шедевра, и о муках, которые стоят за компромиссами коллективного труда. И в 2020-м году, когда искусство становится таким же политическим инструментом, как в 1930—1940-е, а расцвет стриминговых платформ предвещает возвращение к студийной системе, этот миф как никогда нуждается в пересказе.

Разрубить гордиев узел вековой тайны вызвались Netflix и Дэвид Финчер — человек, чью «Социальную сеть» чаще, чем любой другой фильм, называли «Гражданином Кейном» 21-го века. И вердикт, который он выносит в своем «Манке" — первой за шесть лет полнометражной картине после «Исчезнувшей» — примирит всех. Сценарист Герман Манкевич — жертва не режиссера Орсона Уэллса, а собственных идеалов, своей донкихотской натуры. Его сценарий «Гражданина Кейна» — сознательное литературное самоубийство; отчаянный протест голливудской звезды против мира, сотворенного Голливудом. На этом — вся историческая справка. Теперь о фильме. Который, впрочем, и сам постоянно использует флэшбеки, чтобы объясниться со зрителем — так что мы всего лишь подражали ему.

Сюжет (осторожно, спойлеры)

Основная сюжетная линия — три месяца затворничества Германа Манкевича на ранчо в Викторвилле, Калифорния, в 1940-м году. У бывшего журналиста, ставшего первоклассным, но редко упоминаемым в титрах сценаристом, сломана нога — причем после аварии, в которой он оказался из-за любви к печатному слову. К кровати он прикован не только гипсом, но и клятвой, данной Орсону Уэллсу — за 90 (а лучше — 60) дней закончить сценарий «Гражданина Кейна». В доме с Манкевичем — лишь саквояж, полный спиртного, да две женщины, врач и секретарша. Секретарша — англичанка, чей муж-летчик сражается с нацистами где-то в Европе; ее постоянное ожидание писем от любимого — еще одна метафора той убийственной силы, которая заключена в печатном слове.

Ассистентку играет Лили Коллинз, а сценариста — Гари Олдман, и если бы не недавний успех «Темных времен», «Оскар» за лучшую мужскую роль года уже можно было бы отправить ему по почте. Герман Манкевич в его исполнении — рыцарь печального образа, оказавшийся придворным шутом; легкомысленный повеса, в котором окажется больше человеческого достоинства, чем во всем Голливуде; трогательный семьянин, который, однако, не устоит перед платоническим романом на стороне — потому что не может не обнять того, кто слаб и беззащитен. Эдакий Хэнк Муди из «Блудливой Калифорнии» — но без блестящих доспехов Дэвида Духовны и с куда более высокими принципами и, как следствие, подлинно трагической судьбой.

А слабой и беззащитной в этой истории окажется голливудская актриса Мэрион Дэвис (Аманда Сайфред в лучшей своей роли) — молодая любовница медиамагната Уильяма Херста, с которого частично и списан образ Чарльза Фостера Кейна. Ну а самого обаятельного титана, в руках которого находится вся Америка, изображает Чарльз Дэнс, с лица которого еще не исчез трагический отпечаток власти, наложенный «Игрой престолов». И Херст, и Дэвис дружны с Манком, поэтому их превращение в героев «Гражданина Кейна» — предательство доверия. Но Манкевич не может поступить иначе, потому что хочет восстать против лжи, которую воротилы вроде медиамагната Херста и его оруженосца-продюсера Луиса Майера возвели в творческий принцип.

Точкой невозврата для Манка становится предвыборная кампания в Калифорнии. В ее ходе Голливуд выступает против кандидата-социалиста, прибегая чуть ли не к геббельсовской пропаганде. К стыду для себя, Манк должен стать сценаристом этой изысканной травли, чтобы расплатиться с карточными долгами. Но работа над «Гражданином Кейном» даст ему шанс расплатиться еще раз — с теми, кто использовал его в своей грязной борьбе.

Создание

Конфликт автора и режиссера, художника и индустрии, совести и системы, описанный в сюжете «Манка», причудливо рифмуется и с самой историей создания этой картины. Сценарий «Манка» еще 30 лет назад написал Джек Финчер — отец Дэвида Финчера, успешный журналист и невезучий автор. Его сценарий к биографической драме о Говарде Хьюзе (кстати, именно Хьюза, а не Херста Орсон Уэллс в начале рассматривал как прототипа героя своего дебютного «Гражданина Кейна») в итоге был перелопачен другими людьми и стал «Авиатором», вышедшим уже после смерти Финчера-старшего. А «Манк» выйдет лишь спустя тридцать лет после того, как будет написан — и так и останется единственной признанной работой Джека Финчера. Поставит его сын автора Дэвид Финчер, у которого, как и у Орсона Уэллса, до сих пор нет ни одного «Оскара» за лучший фильм или режиссуру. И Финчер, и Уэллс — легендарные перфекционисты и фанатики кино: Аманда Сайфред рассказывает, что одну из сцен «Манка» сняли с 200-го дубля. Исполнителем главной роли Финчер еще в 1990-е видел Кевина Спейси — то есть задолго до того, как тот, подобно Манкевичу, стал персоной нон-грата. А спонсором проекта мечты в итоге стал Netflix — такая же фабрика грез с артикулированной идеологией, как и киностудии, приводившие Манкевича в ужас.

Подобно «Роме» Альфонсо Куарона и «Артисту» Мишеля Хазанавичуса, «Манк» — кино черно-белое, настоящий образец классицизма. Подобно «Бердмену» и «Ла-Ла Ленду», это кино о жертвах, на которых стоит Бродвей и Голливуд. Кстати. театрального вундеркинда Уэллса, приехавшего в 24 года штурмовать Калифорнию, кинематографисты презрительно называли «мальчиком из Нью-Йорка». Так что все «оскары» у фильма как будто бы уже в кармане — хотя в плей-офф голосования академиков он наверняка столкнется с «Землей кочевников» Хлои Чжао. И повторится та же история, что и с дуэлями «Бердмена» с «Отрочества» и «Ла-Ла Ленда» с «Лунным светом»: нарциссическое вроде как кино про творцов столкнется с демократичным вроде как кино про людей. Счет десятилетия пока что — 1:1.

Решения

Впрочем, и безо всяких наград «Манк» достоин того, чтобы войти в историю — подобно тому, как с единственным из девяти возможных «оскаров» вошел в нее «Гражданин Кейн». «Манк» легок и изящен — и в то же время монументален. И он убеждает в том, что следующее десятилетие пройдет в кинематографе под знаком не только новой этики, но и беспрецедентной творческой свободы, подчиненной разве что зрительским интересам. Финчер хочет снять 134-минутный черно-белый фильм — и снимает его. Он хочет сделать главным героем сценариста — и скромные результаты «Трамбо» и вечность, прошедшая с триумфа «Бартона Финка» в Каннах, его не смущают. Он хочет стилизовать каждый кадр под «Гражданина Кейна» — и никто не смеет его остановить.

Пейзажи на ранчо героя выглядят, как дешевые студийные задники. Дворец Уильяма Херста напоминает о твердыне Кейна — замке Ксанаду. В правом углу кадра то и дело мелькает черная клякса; это знак механику кинотеатра заменить бобину с пленкой — и плевать, что в кинотеатре Netflix механиков не бывает. Оператор «Охотников за разумом» Эрик Мессершмидт подражает приемам из «Гражданина Кейна» — едва ли не первого фильма, в котором зрителю позволили полюбоваться потолками и героями, вырастающими за счет съемки снизу до размером диктаторов, если не титанов. Трент Резнор и Аттикус Росс каждой нотой отдают дань уважения Бернарду Херрманну — композитору, который приучил американских зрителей нервничать, а не млеть. А сценарист Джек Финчер строит повествование по тем же законам, что и Манкевич с Уэллсом. Те задолго до «Расемона» Акиры Куросавы придумали рассказать историю с точки зрения разных ее очевидцев; начать сюжет с конца и с помощью флэшбеков сделать саму память героиней детектива. Уже старомодные вступительные титры «Манка», идущие как бы наискосок, обещают зрителю, что он посмотрит на историю «Гражданина Кейна» — да и всего кинематографа — под новым углом.

И даже псевдоним Манкевича — Манк — дает бесконечный простор для интерпретаций фигура героя. Может быть, это сокращение от манчинов — порабощенных злой магией неуклюжих существ из нелюбимого Манкевичем «Волшебника страны Оз»? А случайно ли лицо Гари Олдмана на постере фильма искажено, как на самой известной картине Мунка «Крик» — портрете безумия, неотделимого от искусства? Если продолжать бредить — но и сам Манкевич писал сценарии в алкогольной горячке — то можно притянуть за уши и слово monk, «монах». Первое, что Манкевич — сначало ехидно, но затем серьезно — предлагает сделать своей секретарше, чей муж без вести пропал на войне, — помолиться. И весь «Манк» — вполне себе молитва за тех, чьи голоса и труды остались незамеченными, а чья служба — ненагражденной.

В начале было слово. И слово было у сценариста. И Финчер, сын сценариста, об этом напомнил. В титрах «Манка», в отличие от титров «Гражданина Кейна», режиссер не указан соавтором сценария — хотя за 30 лет с момента написания и 17 лет после смерти Финчера-старшего текст не мог не измениться.

Но самое надежное из объяснений жертвенного гения Манкевича отец и сын Финчеры на всякий слух проговаривают устами самого героя, потому что критикам с их трактовками лучше не доверять — вон какой шум они подняли из-за «Гражданина Кейна». В кульминационной сцене фильма Манкевич сравнивает себя с Дон Кихотом, вооруженным вилкой вместо ножа. Снять кино о Дон Кихоте мечтал и жестокий пассионарий Орсон Уэллс, и ранимый романтик Терри Гиллиам, а в итоге лучше всех это получилось у Дэвида Финчера, которого принято считать циником. Но в «Манке» он оказался идеалистом — и рассказал историю о мужественном человеке, который жаждет выступать против несправедливости, не думая о последствиях; о мученике, готовом бесконечно наказывать себя за единожды совершенное малодушие. Манк чувствует, что предал незнакомого себе человека — того самого кандидата-социалиста, замахнувшегося сделать Калифорнию раем на земле. И эта сильнейшая связь между близкими по духу людьми, которые даже никогда не встречались, вдруг заставляет зрителя верить в незримое единство всех, кто мечтает об общем благе. Уже этого было бы достаточно, чтобы влюбиться в «Манка» без памяти. Но фильм еще и получился тихим признанием сына в любви к отцу. Скончавшийся в 2003-м году Джек Финчер это признание уже не услышит, и миллионы зрителей Netflix, не знающие истории создания фильма, тоже.

А мы будем знать.


За информацию благодарим сайт Esquire
Источник | Категория: Орудия смерти | Добавил: АкваМарина | Теги: Герман Манкевич, Рита Александер, Манк, Дэвид Финчер, биография, Netflix, Лили Коллинз, драма, Рецензия|

Процитировать текст новости: выделите текст для цитаты и нажмите сюда: ЦИТАТА
Если Вы нашли ошибку или опечатку в новости, выделите текст и нажмите сюда.
Всего комментариев: 0
Обновить комментарии


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Другая встреча Элис и Джаспера


Новости по теме: