Осторожно, спойлеры! Не успели еще впечатления зрителей от событий эпохальной четвертой части «Мстителей» обрасти паутинкой, как Marvel выпустила на мировые экраны новую главу истории своей киновселенной. Пока «Финал» лихорадочно пытается обогнать по сборам фильм «Аватар», ассоциации с творением Джеймса Кэмерона возникают уже на вступительных титрах нового «Человека-паука», правда, на этот раз вспоминается «Титаник». Фирменный логотип студии появляется под аккомпанемент Уитни Хьюстон с ее бессмертным хитом "I Will Always Love You", что намекает на смену тона сиквела в сторону большей романтики. А для проявления чувств нет более подходящего времени, чем школьный тур по самым живописным городам Европы, куда оставивший костюм дома Питер Паркер (Том Холланд) отправляется со своими друзьями.
Если забыть о существовании пролога, в котором нам показывают дерущегося с кучей компьютерного песка Джейка Джилленхола с аквариумом на голове, «Вдали от дома» открывается с любительского ролика местных школьников. На нем в шуточной манере объясняются последствия щелчка Таноса, что становится своеобразным смысловым мостиком от событий «Финала» к истории про Человека-паука. Сам Паук вместе с тетей Мэй (Мариса Томей) выступают на неких благотворительных вечерах, тематически связанных с пятилетним отсутствием половины земного населения. В принципе, на этом упоминания последствий щелчка прекращаются, ибо когда место действия переносится в Европу, складывается ощущение, что события дилогии «Мстителей» по традиции затронули лишь США, а не весь мир. Однако кое-что действительно повлияло абсолютно на всех — кончину Тони Старка (Роберт Дауни-младший), кажется, оплакивали в каждом уголке планеты. Но для Питера Паркера, протеже самого Железного человека, принятие потери своего наставника дается особенно тяжело (впрочем, модель утраты та же самая, что и в случае с дядей Беном в предыдущих воплощениях героя на экранах).
После полетов в космос и спасения вселенной Питер снова возвращается к жизни ничем не примечательного школьника. Внезапно мы узнаем, что он влюблен в Эм Джей (Зендея) — сюжетная линия, к которой вообще не было ни предпосылок в «Возвращении домой», ни логичной подводки в начале второй части. Но примем это за комиксную условность, ведь все знают, что Питер влюблен в Эм Джей. Наш герой начинает строить идеальный план: сесть со своим объектом любви рядом в самолете и весь полет смотреть комедии, потом тайно купить прекрасное ожерелье в Венеции, подарить ей его в Париже, признавшись при этом в своих чувствах прямо на вершине Эйфелевой башни. Звучит волшебно, согласитесь? Но совсем другого мнения Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), пытающийся дозвониться до Паркера уже не один день. Ему срочно нужен Человек-паук, причем как раз в Европе (вот так совпадение).
Причина настойчивости Фьюри вскоре раскрывается. В одном из венецианских каналов возник водяной монстр, без цели крушащий все вокруг. Паркер рефлекторно пытается спасти людей на ближайшем мосту, но тут на сцене появляется грациозный Мистерио (Джилленхол), который с помощью зеленой энергии разбирается с существом из воды. Оказывается, Мистерио работает с Фьюри и знает места, где появится следующий монстр, потому что уже имел с ними дело раньше. С водяным, песчаным и ветреным существами он уже разобрался, остался лишь самый сильный — огненный, который вот-вот появится в Праге. Мистерио уже однажды проиграл ему, отчего помощь Паука не кажется лишней (другие Мстители, по словам Фьюри, просто «заняты»). Постепенно Мистерио и Паук сближаются, что позволяет Паркеру разглядеть в старшем коллеге не только опытного наставника, но и, возможно, нового Тони Старка, в котором весь мир остро нуждается. Но все ли так, как это кажется на первый взгляд?
Нужно признать, отношения персонажей Холланда и Зендеи — не единственный кивок «Вдали от дома» в сторону романтического подросткового кино. Не могут устоять перед чарами Купидона ни лучший друг Питера, Нед (Джейкоб Баталон), ни его тетя, которая, кажется, существует в этой вселенной лишь ради того, чтобы с ней заигрывали возрастные знакомые Паука. Сначала это был Тони Старк, теперь его бывший глава охраны Хэппи (Джон Фавро). Однако парадокс в том, что количественное так и не переходит в качественное. Центральная романтическая линия работает лишь наполовину, ибо как бы прекрасны не были общие сцены Паркера и Эм Джей, пропитанные очаровательной подростковой неловкостью, их на весь фильм чрезвычайно мало. Из-за того что они постоянно перебиваются продолжительными и слегка утомительными экшен-сценами, поверить в такие отношения получается с трудом, особенно когда по возникшей искре герои Зендеи и Холланда проигрывают и Неду с Бетти (Энгаури Райс), и даже переглядываниям тети Мэй с Хэппи.
Причина, почему так происходит, напрямую связана с главной проблемой сиквела: для фильма о путешествиях по самым авантюрным городам Европы «Вдали от дома» напрочь лишен приключенческого духа. От этого раздутый размах второй части вконец изживает ту легкость и задор, что были у «Возвращения домой». Просмотр того фильма был подобен чтению приятного и увлекательного комикса летним деньком, к которому хотелось возвращаться еще не раз. Здесь же набор совершенно стандартного супергеройского экшена с кучей расплывчатых спецэффектов и «увлекательным» поединком Паучка с роем дронов чередуется с забавными и не очень шутками, программными отсылками на предыдущие фильмы Marvel и предсказуемостью еще на стадии трейлеров. В общем, «Вдали от дома» — это тот же самый фильм, который мы смотрим уже двадцатый раз, но без ламповости «Возвращения домой» или свежести «Через вселенные».
Откровенная слабость сценария объясняется уходом дуэта авторов первой части, Джонатана Голдштейна и Джона Фрэнсиса Дейли, которые в прошлом году написали и поставили замечательную комедию «Ночные игры». С ними ушла и легкость в повествовании, и непринужденность в диалогах, и приятный баланс между экшеном и буднями подростка, но самое главное — пропала сложность персонажей. Мягко говоря, Джилленхол, как главная звезда сиквела, не дотягивает до высот Майкла Китона. Джейк неплохо смотрится в образе Мистерио, первая половина фильма с ним вообще прекрасна, когда он душевно беседует с Питером на крыше какого-то пражского строения, но беда в том, что ему попросту нечего играть. Его персонаж до обидного двухмерен и наделен мотивацией как у каждого третьего героя в Кинематографической вселенной Marvel.
«Вдали от дома» замечательно работает как реклама отдыха в Европе, предсказуемо затрагивая лишь главные достопримечательности: Карлов мост в Праге, Альпийские горы в Австрии, Тауэрский мост в Лондоне (плюс какая-то заброшенная стройка в Берлине и тюльпановое поле в Голландии). Однако для КВМ, большинство картин которой снято в павильонах на фоне зеленых экранов, «Вдали от дома» — это радикальный шаг вперед, к натурным съемкам в узнаваемых европейских городах. Marvel вышла из зоны комфорта и поместила одного из своих главных персонажей в крайне непривычную для него обстановку, при этом еще нарядив его в новый мрачный костюм, за что его тут же прозвали Черной мартышкой. Причин для критики сиквела может быть много, но эстетическое разнообразие, навеянное исторически и культурно богатыми местами действия, — это, несомненно, главное достоинство «Вдали от дома».
Все познается в сравнении. Картина Джона Уоттса, естественно, проигрывает и вышедшему полгода назад «Человеку-пауку: Через вселенные», и даже оригинальной ленте 2017 года, но среди всех выходящих блокбастеров в 2019-м «Вдали от дома», возможно, один из лучших вариантов для похода в кинотеатр вообще. В фильме достаточно юмора, красивые планы европейских достопримечательностей, много хороших актеров и приятная романтическая атмосфера. Кроме того, Том Холланд в очередной раз оправдывает возложенные на него ожидания в роли Паучка и дает понять, что уже созрел для авангарда новой фазы Кинематографической вселенной Marvel.
За информацию спасибо Lostfilm.info
Черная мартышка в Европе. Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»
|