Почему смотреть картину будет интересно даже тем, кто знаком с оригиналом и предыдущими лентами, — в материале THR.
Знаменитый сыщик Эркюль Пуаро снова берется за дело! На этот раз в экранизации романа «Убийство в «Восточном экспрессе», снятой Кеннетом Браной, который знаменитого сыщика и сыграл. Этот роман Агаты Кристи адаптировали для кино не один раз, но новая версия борется за звание самой звездной: ведь главные роли исполнили такие «гиганты», как Джонни Депп, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо и Мишель Пфайффер. Почему смотреть картину будет интересно даже тем, кто знаком с оригиналом и предыдущими лентами, — в материале THR.
Второй муж Агаты Кристи, археолог Макс Мэллоуэн, был на десять лет ее моложе («…Для человека его профессии чем старше жена, тем лучше: ее ценность с возрастом только возрастает»). Мэллоуэна часто отправляли в командировки на Восток, и верная супруга следовала за ним. Так, проведя несколько месяцев в номере 411 стамбульского отеля «Пера Палас», Кристи написала «Убийство в "Восточном экспрессе"» — свой самый знаменитый роман.
«Восточный экспресс» для первой половины XX века был не просто поездом, а скорее сухопутным «Титаником», соединяющим Запад с Востоком: его маршрут начинался в Париже, а заканчивался на вокзале Константинополя, позже переименованного в Стамбул. Но, конечно, билеты на него покупали не просто затем, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.
Комфорт и роскошь — вот два главных определения этого пассажирского состава: «…белоснежные скатерти и салфетки, артистически сложенные официантами-сомелье, блестящие бокалы, рубиново-красное и золотисто-белое вина, серебряные капсулы бутылок шампанского — все это ослепляло своим блеском публику» — так писали о нем журналисты. Но им-то как раз поездка становилась доступной только по пресс-аккредитации: «Экспресс» могли позволить себе только очень состоятельные пассажиры. В пересчете на сегодняшние деньги стоимость места в купе равнялась 1800 евро — и это лишь в один конец!
Агата Кристи не только гениально придумывала сюжеты. Она также была отличным социальным сатириком. Взаимоотношения представителей «высшего» общества с условной «прислугой» интересовали ее не меньше, чем возможные способы убийства и выбор потенциальной жертвы. Именно поэтому она предпочла «Восточный экспресс», на котором ездила сама и где ее больше всего поражал контраст между неприличной роскошью обстановки и мрачной реальностью, мелькавшей за окном (Первая мировая война и экономические трудности серьезно изменили европейский пейзаж).
Герои романа — это русская княгиня и ее горничная, венгерские аристократы, шофер, выбившийся в люди, лакей и гувернантка… Они из разных классов, зато равны перед законом, и каждый из них — подозреваемый в убийстве. Жертва — Эдуард Рэтчетт, богатый американец, найденный мертвым в своем купе. За коллективную совесть отвечает любимый персонаж Кристи — Эркюль Пуаро, бельгиец с комическими усиками и ужасным акцентом.
Не будем выдавать спойлеры и называть имя настоящего преступника: если вы не читали «Убийство…», не стоит делать это и до премьеры. Скажем только, что своим романом Агата Кристи невольно «сглазила» «Восточный экспресс»: через год после публикации в нем произошло первое убийство, через пятнадцать — еще одно. И если в 1935-м это был банальный разбой (студент выбросил из поезда богатую пассажирку), то в 1950-м дело выглядело гораздо запутаннее (выпал из окна американский военный атташе, который вез с собой досье на шпионов Восточной Европы).
Так или иначе, но роман Агаты Кристи был первым для этого поезда, пусть и написанным на бумаге, преступлением. Книга появилась на прилавках магазинов 1 января 1934 года, и, несмотря на новогодние каникулы, тираж раскупили почти мгновенно. Киножизнь «Убийства…» началась в 1955-м с адаптации истории для немецкого телевидения, а в 1974-м появился знаменитый фильм Сидни Люмета с Шоном Коннери, Ванессой Редгрейв и Ингрид Бергман («Оскар» за лучшую женскую роль).
Экранизации появлялись в 2001-м и 2006-м, уже не с таким «золотым» актерским составом, зато с выдающимися Пуаро — в первом случае его играл Альфред Молина, во втором — Дэвид Суше. И вот сейчас за классику взялся Кеннет Брана: вообще-то, давно пора. Брана здесь не только режиссер, но и сам Эркюль, несмотря на то что внешне он совсем не подходит под описание Агаты Кристи, в нем нет ничего от комического лысеющего брюнета. Хотя нет, кое-что осталось: напомаженные усы, предмет особой гордости детектива. И конечно, карманные часы — куда же без них.
В числе подозреваемых — почти исключительно звезды: престарелую русскую аристократку, княгиню Драгомирову, играет Джуди Денч, гувернантку Пилар (хотя по книге она вообще-то пожилая шведка) — Пенелопа Крус, американского коммивояжера Хардмана — Уиллем Дефо. Миссис Хабард, знаменитая трагическая актриса, которая всегда «в образе», досталась Мишель Пфайффер. На эту роль, кстати, было несколько других ярких претенденток, включая Анджелину Джоли и Шарлиз Терон. В образе венгерского аристократа, графа Андрени, дебютирует украинский танцор Сергей Полунин.
А, собственно, жертва, Сэмюэл Рэтчетт — сам Джонни Депп (и, кажется, впервые актера такой величины убивают в самом начале фильма). Можно провести параллели с другой экранизацией Агаты Кристи, фильмом «Десять негритят» Станислава Говорухина: при всей разнице в подходах, бюджетах и декорациях его главной приманкой тоже было имя автора романа и фирменная интрига — угадать, кто больше подходит на роль убийцы.
Текст: Ольга Маршева
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
«Убийство в "Восточном экспрессе"»: состав смерти
|