Оно 2 / It Chapter Two (2019) триллер, ужасы Режиссер: Энди Мускетти В ролях: Финн Вулфард, Билл Скарсгард, Джессика Честейн, Джеймс МакЭвой, Джек Дилан Грейзер
Через двадцать семь лет после событий первой главы инфернальный клоун Пеннивайз снова вылез из канализации городка Дерри и начал проливать кровь. Члены Клуба Неудачников стали взрослее и мудрее, но их все так же мучают подавленные страхи детства – теперь еще и с невзгодами зрелого возраста. Они должны воссоединиться, чтобы окончательно покончить со злом. Еще им предстоит понять, что их самые мрачные и глубокие тайны со временем разрослись до невообразимых масштабов. А так же они догадываются, что встречу с клоуном переживут не все.
Многие понимали, что после невероятного успеха первой части новой экранизации тысячестраничного романа Стивена Кинга 1986 года студия Warner Bros выдаст режиссеру Энди Мускетти полный карт-бланш на создание второй части, и немного переживали на этот счет. Развязанные руки творца не всегда идут на пользу жанровому мейнстриму. Особенно когда речь идет о фильме, который вывел жанр хоррора в самый верхний эшелон зрительского интереса, о каком монстры прошлых десятилетий могли лишь мечтать. Поклонники Стивена Кинга, узкоспециализированные издания об ужастиках, фанатские теории и споры о приверженности оригиналу – это все осталось далеко внизу, подернутое дымкой и почти неразличимое. А «Оно» стремится в стратосферу, на высоты, покорявшиеся лишь сверхгероям в обтягивающих трико. На это намекает и хронометраж, приближающийся к трем часам, и щедрые мазки CGI в каждом кадре.
Мускетти справился с этой задачей не просто достойно. Мускетти повезло, что ему позволили делать все, что он хочет - а нам повезло, что он умеет классно делать то, что хочет (и хочет он делать правильные вещи). В рамки сиквела хоррор-блокбастера режиссер сумел заложить ответы тем, кто по какой-то своей причине останется недоволен увиденным. Недочеты в фильме имеются, как бы признается он зрителю, смиритесь, без них на таком уровне оперировать невозможно. Но Мускетти ловко решил основную проблему продолжения – ввести в повествование взрослых актеров с минимумом ущерба. Мы ни на секунду не сомневаемся, что Беверли Марш в исполнении Софи Лиллис выросла в Джессику Честейн, а Билл Дэнборо из Джейдена Либерера вымахал в Джеймса Макэвоя. Главная удача – это очкарик-балабол Ричи Тозьер, которого вместо Финна Вулфхарда из «Очень странных дел» сыграл Билл Хэйдер, местами серьезно напоминающий Джека Николсона. Поэтому флэшбэки и перекрестный монтаж сцен взрослых и детей, на обилие которых во второй части многие жаловались, работают так хорошо – почему бы не задержаться на своем удачном моменте, не посмаковать его.
«Оно 2» работает хорошо и в своей основной функции – то есть пугает, и местами так, что хочется повторить вслед за одним из малолетних героев его реплику: «Кажется, я обосрался». Джампскейры, которых было предостаточно и в первой части, здесь выведены на какой-то следующий уровень, и снисходительного отношения к себе не позволят. Однако помимо дровосеков-исполинов и адской комнаты смеха, Мускетти тут заглядывает и достаточно далеко за пределы понимаемого, в то потустороннее, что присутствует в романе Кинга. Тут уже придется зрителю самому решать, готов и способен ли он заглядывать настолько далеко вместе с создателями фильма.
Однако главная причина страха здесь – не инфернальные костюмы на Хэллоуин и даже не по-пелевински сияющие и зияющие бескрайние просторы зла. Ужас здесь кроется в прошлом, которое никогда так и не закончилось, и будет пожирать твое настоящее и будущее, пока ты не осознаешь этот факт. И показывает, возможно, лучший способ покончить с ним – отдать себе отчет в этом, признаться, что, несмотря на завидные бицепсы, проседь в волосах или алкоголическую зависимость, ты, по сути, так и остался тем юнцом, который боится спуститься в темный подвал.
Не перечисляя всех остальных достоинств картины (а среди них и несколько выдающихся камео, и мастерски инсталлированные гэги, то есть с развлекательной функцией фильм справляется на отлично), перейдем к основным недочетам. Среди них выделяется финал, по степени неудовлетворительности напоминающий пшик, которым кончился «Супер 8» Джей Джея Абрамса, такой же спилберговский оммаж по духу. Но умница Мускетти нам весь фильм настойчиво предлагает взрослого Дэнборо, ставшего известным писателем жанровых бестселлеров и сценаристом хорроров по ним же (никого не напоминает?), которого только ленивый прохожий не пинает за неудачные концовки.
Более того, фильм Мускетти больше всего напоминает предмет, который мы чаще всего видим на экране – воздушный шар. Он такой же яркий и визуально привлекательный, он безмерно раздут и продолжает расти в размерах (уже став больше романа, на котором основан), мы видим и веревочку, на которой он держится, и догадываемся, кто ее держит. А судьба шарика вполне предсказуема – ему суждено либо улететь в поднебесье, либо лопнуть с грохотом, либо тихонько выпустить воздух и сдуться. Пока что он летит.
8 из 10
За информацию благодарим Фильм.ру
Рецензия на фильм «Оно 2». Шарикам тут не место
|