«Оно 2» или же, если переводить буквально (и ближе к сути) «Оно. Часть 2» - главный жанровый релиз 2019 года, обреченный на успех даже если бы снимал его Уве Болл, а сценарий написал Сарик Андреасян. Уж больно большим хитом оказалась первая часть, превратившая продолжение в то, что называют «фильм-событие». Хоррор становится блокбастером, так что вовсе не интересно рассуждать о коммерческих перспективах релиза - они заведомо прекрасны. Но у этой монеты есть и обратная сторона, поскольку становясь блокбастером хоррор... едва не перестал быть хоррором. И вот тут уже есть о чем поговорить.
27 лет спустя событий, рассказанных в «Оно», повзрослевшие члены «клуба неудачников» возвращаются в Дерри по зову оставшегося здесь Майка Хэнлона - и по зову монструозного клоуна Пеннивайза, который оставляет для Майка и компании намалеванное кровью на мосту через деррийский канал послание. Им предстоит вновь сразиться с обитающим в подземельях и канализации пришельцем, способным принимать любой облик и питающимся страхом тех, кого он - ОНО - убивает.
Сюжет в общем и целом следует канве исходного романа Стивена Кинга, как это было и с первой частью. Разумеется, что-то было изменено, что-то в экранизацию не стали включать (той самой сцены с группен-сексом подростков - нет, не ждите), а что-то в сценарий добавили. В том числе и сам Кинг что-то добавил (и нам кажется, это была сцена с девочкой на бейсбольном матче, ведь Стивен Батькович большой фанат этого вида спорта). Не смотря на солидный хронометраж и многочисленные флэшбеки (дети-актеры из первой части задействованы по полной) события в фильме развиваются шустрыми темпами, скримеры чередуются с шутками, а для самых внимательных еще и расставлены отсылки к книге вроде пазла в виде стаи птиц, который собирает Стэнли Урис у себя дома. Один из микроэпизодов выглядит как оммаж классическому фильму ужасов «Нечто» Джона Карпентера. Маленькое камео режиссера (в сцене в аптеке, если что - там же Андрес Мускетти мелькнул и в первом фильме) можно и не заметить, а вот Стивен Кинг получил целую эпизодическую роль со словами, так что фанаты могут быть довольны. Смотреть это все нескучно, благо с технической стороны и придраться-то не к чему - актеры играют более чем уверенно, Пеннивайз все также сыпет остротами и корчит страшные рожи.
Юмора очень много, а пугалки в основном сводятся к тому, что в экран с воплем лезет страшная рожа того или иного образа Оно, но поскольку визуально все эти облики выполнены по высшему разряду, да к тому же весьма разнообразны (одна ожившая статуя лесоруба чего стоит!) - скучать опять-таки не придется. Весело и местами прямо-таки лихо «Оно 2» несется к финалу, который - как и обещал Кинг - снят по-настоящему эпично, с размахом и что называется «на все деньги» (а бюджет постановки явно вырос раза в два-три по сравнению с первой частью).
И где-то по дороге к этому эпичному финалу фильм теряет частичку того, что составляло душу и сердце как исходного романа, так и первой, еще телевизионной его адаптации с обаятельным Тимом Карри в роли Пеннивайза.
Становясь блокбастером, «Оно 2», повторимся, практически перестает быть фильмом ужасов.
В этом точно нет вины никого из актеров, все они - даже те, кому достались роли второстепенные (вроде Тича Гранта, сыгравшего взрослого Генри Бауэрса) абсолютно органичны. Если уж кто и должен разделить вину за произошедшее - так это сценарист Гари Доберман и режиссер Мускетти.
Первый печет сценарии хорроров категории А по несколько штук в год и навострился прописывать достаточно крепкие, а порой и кровавые скримеры - в этом Доберман сейчас, пожалуй, специалист номер один в Голливуде. Но уже по сочиненным им сюжетам для фильмов из серии «Заклятие» заметно, что Гари работает именно как налаженный конвейер, по одним и тем же схемам, орудуя одними и теми же «блоками» - то есть работает так, как трудятся над блокбастерами. Что идеально, когда вы делаете сугубо развлекательное кино, но на базе кинговского романа можно было сделать и нечто большее. Вы же помните то, что стоило похвалы в этом смысле в первой части? Противопоставление детей и их проблем, их мира - миру взрослых, которые иногда просто не видят того, что происходит с их дочерьми и сыновьями, а иногда сами становятся орудием в лапах древнего Зла и угрожают собственным детишкам. Доберман писал сценарий первой части не с нуля - сначала над ним потрудился небезызвестный Кэри Фукунага, и похоже, что смыслы и метафоры в историю были вложены именно создателем первого сезона сериала «Настоящий детектив». Потому что во второй части Гари уже указан единственным сценаристом - и вместо глубины и смысла зритель получает набор гэгов.
Мускетти же еще фильмом «Мама» показал себя верным последователем и учеником Гильермо дель Торо, то есть человеком, который снимает не столько хорроры, сколько немножечко страшные сказки. И уже первая часть «Оно» была, чего уж там, не слишком страшной. Но сцена с маленьким Джорджи нагоняла жути, как и многое другое. В продолжении жутковатые эпизоды тоже есть, но чем ближе к финалу, тем их становится меньше, а финальная беготня по пещере - этакая игра в догонялки с громадным пауком-Пеннивайзом - выглядит насколько эпичным, настолько же и банальным финалом ЛЮБОГО блокбастера. Расправа над самим клоуном («клоун! клоун! клоун») и вовсе попала в это кино из какого-то детского мультика... Определенно, это не совсем то, что мы ожидали от главного хоррора года.
То есть, с одной стороны, мы лишились той глубины, которая пусть в малом количестве, но все-таки имелась в первой части. А с другой стороны - зашкаливающая эпичность вкупе с самой манерой режиссуры Андреса Мускетти оставили нас, зрителей, практически без ужасов как таковых. Результат напоминает купание в бутафорской крови - вроде бы ее много, но на вкус-то - обычный вишневый сироп.
Это не значит, что «Оно 2» - плохое кино. Совершенно точно нет, не плохое. Просто идя в кинотеатр - наш вам совет - настраивайтесь на развлекательный аттракцион и ни на что более. Потому что, к добру или худу, но это в первую очередь блокбастер, а уже потом - ужасы, причем такие, что возрастной ценз «18+» кажется сильно завышенным.
За информацию спасибо сайту HORRORZONE
Рецензия на фильм «ОНО 2»: когда хоррор превращается в блокбастер
|