Китнисс Эвердин никогда и не планировала становиться кумиром для людей, решивших выступить против сложившейся системы. Воинственная и находчивая героиня трилогии-бестселлера «Голодные игры» от автора Сьюзен Коллинз со своей фирменной косой, несравнимым навыком стрелять из лука и непокорной душой стала редкой точкой касания массовой культуры, потому что оказалась выбранной иногда потерянной, иногда крайне неугомонной трибой: подростками.
Дженнифер Лоуренс сыграла сообразительную девушку, которая поменялась местами с сестрой, выступив добровольцем, не имея при этом ни малейшего шанса на победу в битве не на жизнь, а на смерть. Китнисс вдохновила читателей Коллинз и зрителей, которые наполнили кинозалы, чтобы увидеть экранизацию «Голодных игр» под руководством Гэри Росса, которая собрала 408 миллионов долларов на территории США. Но и это не все. Этот успех также разжег алчный интерес Голливуда к фантастическим историям, главными героями в которых выступают сильные молодые девушки.
«Я поддерживаю смелых женщин, которые не боятся брать ответственность на себя», - сказала Шейлин Вудли, исполнительница главной женской роли в фильме «Дивергент», премьера которого назначена на следующий год. События разворачиваются в футуристическом будущем Чикаго, в книгах Вероники Рот показан мир, в котором подростки строго дифференцированы по особым навыкам и отличительным чертам – шестнадцатилетняя Беатрис Прайор обнаруживает, что у нее способности к нескольким фракциям, она не похожа на других, именно она сможет повлиять на будущее человечества.
«Я думаю, это очень здорово, что сейчас открываются такие перспективы, что девушек показывают сильными, храбрыми и способными позаботиться о себе», - сказала Вудли, которая играет Беатрис Прайор в фильме, режиссером котором стал Нил Бергер.
На следующей неделе в Сан-Диего «Голодные игры» и «Дивергент» будут в центре внимания на Комик-Коне, ежегодной массовой международной выставке, которая обычно привлекает свыше ста тридцати тысяч людей со всего света ради фильмов, сериалов и комиксов. Конвенция не уточняет присутствующих, но демографические данные показывают, что мужчин все же будет больше, хотя последние 10–15 лет количество женщин все возрастает - в соотношении 60 мужчин на 40 женщин.
Фэндомы никогда не вводили запретов для мужчин или женщин, в научной фантастике и фэнтези есть длинная череда уверенных женщин, взять хотя бы в пример легендарную героиню Сигурни Уивер, Рипли. Но теперь, когда этот жанр пользуется все более широкой популярностью, чем раньше, многие считают обнадеживающим, что молодые девушки стали примерами для подражания на страницах книг и на экране - героини также физически подкованы, как и их коллеги мужчины, но восхищение больше вызывает их душевная сила, а не боевые способности.
«Я всегда верила, что у Голливуда есть демократическая жилка, что бы ни сняли, люди пойдут это смотреть. Прямо сейчас аудитория ждет молодежных книг», - сказала Люси Фишер, когда-то работавшая в Columbia Tri-Star, а теперь продюсер «Дивергента».
«Голодные игры» помогли «Орудиям смерти» раскрыться», - добавила Кассандра Клэр, автор серии молодежных книг-бестселлеров. В августе нас ждет релиз «Города костей» с Лилли Коллинз в главной роли девушки-охотницы на демонов. «Этот фильм доказал, что ты можешь снять фильм со смелой девушкой в основе сюжета, и люди будут смотреть его. И она не обязана быть сексуально привлекательной. Люди ведь готовы идти смотреть, как Китнисс надирает задницу в джинсах и футболке».
До Китнисс, конечно, была Белла Свон, бледная и неуклюжая девчонка, которая влюбилась в задумчивого вампира в романе Стефани Майер «Сумерки». Огромный успех франшизы доказал, что аудитория спокойно приняла молодую девушку, и это может превратить серии книг в мощное движение. И хотя критики были недовольны тем, что Белла слишком пассивна, слишком она зависима от своего парня, но актриса Кристен Стюарт была совершенно не согласна с этой точкой зрения.
«Поменяйте их ролями. Если Белла вампир, а Эдвард человек, кроме пола вы ничего не изменили, но в этом случае никакой критики бы не было, - сказала Стюарт The Times в прошлом году. – У всех была бы такая реакция: «Вау, он переложил все заботы на ее плечи. Удивительно, должно быть, понадобилось столько сил, чтобы не противиться этому». Также в отношениях они всецело равны».
Среди большинства мест, где могла наблюдаться вся мощность «сумеречных» фанфар, Комик-Кон был ведущим лидером. Фанаты спали на тротуарах улиц у центра конвенции в Сан-Диего, чтобы заполучить одно место среди 6500 тысячи в зале H, где проходит большинство презентаций фильмов и сериалов. Большую часть времени обычно представляли новые кадры из проекта, потом появлялись члены каста и съемочной группы. Оглушительными криками «твайхарды» приветствовали Кристен Стюарт, ее коллег Роберта Паттинсона и Тейлора Лотнера.
В этом году самые громкие приветствия могут заполучить «Голодные игры», когда в воскресение Лоуренс впервые появится на сцене Сан-Диего, где кинокомпания Lionsgate рекламирует ожидаемый сиквел «Голодные игры: И вспыхнет пламя», который появится в кинотеатрах в ноябре этого года. Но чем отличаются «Голодные игры» - несмотря на присутствие двух парней-помощников Китнисс - трибут Пит Мелларк (Джош Хатчерсон) и старый друг Гейл (Лиам Хемсворт) - зрители «болеют» именно за Китнисс.
«Что мне нравится в этом фильме, который отличается от многих других, Китнисс сосредоточена на выживании, на революции, ее не волнует, кто будет ее парнем», - сказала Лоуренс на интервью с The Times еще до релиза первого фильма в 2012 году.
Находчивость Китнисс спасла Питу жизнь, и в ожидаемом кинопроекте «Игра Эндера», экранизации научно-фантастического романа Орсона Скотта Карда 1985 года, Хейли Стайнфелд играет похожую героиню. В фильме она играет Петру, единственную девочку-бойца в международной армии детей, которая большую часть фильма тренируются с Эндером (Эйса Баттерфилд,«Хранитель времени»). Баттерфилд и Стайнфелд будут среди актеров, которые посетят Сан-Диего для промоушена фильма на Комик-Коне.
Это первое появление на экране Стайнфелд с тех пор, как она быстро стала популярна, будучи номинированной на Оскар за роль смелой и решительной Мэтти Росс в вестерне братьев Коэнов «Железная хватка». По словам шестнадцатилетней актрисы, выбрать следующую роль было не так легко. Она уступила Лоуренс роль Китнисс, а другие роли не казались особо захватывающими.
«Когда меня одобрили на роль Петры в «Игре Эндера», я поняла, что меня очень привлекают сильные женские роли», - сказала Стайнфелд, находясь на съемочной площадке, оформленной в стиле эпохи Гражданской войны для фильма «Гостиная», в котором она играет одну из сестер, которые должны защищать от солдат свой дом на Юге. «Ты не просто должен тщательнее искать роли, но и бороться за них. Борьба за то, что бы хочешь, это лучшая часть работы. Мне это нравится».
Стайнфелд находилась на съемках проекта «Игра Эндера» в Новом Орлеане, когда их собрали всех вместе, чтобы свозить в местный кинотеатр смотреть фильм «Голодные игры», который тогда только вышел в кинотеатрах. Фильм не имеет прямого отношения к тому, что «Игре Эндера» дали зеленый свет, но Стайнфелд приписывает это замечательной игре и обаянию состава актеров.
«Мы все сидели в кинотеатре и с трепетом следили за происходящим на экране, - сказала Стайнфелд. – Многие из нас читали книгу, мы были взволнованы. Было классно видеть, что весь каст отработал на все 110 %. Это стало неким мотивом для нас собраться и снять замечательный фильм».
Вудли, которая тоже пробовалась на роль Китнисс, рассказала, что в роли Трис Прайор ее привлек драйв героини следовать опасному неизвестному будущему, в котором ей приходится расстаться со своей семьей, чтобы найти свой собственный путь.
«Вы можете соотнести это со многими сегодняшними культурами, где женщинам не позволено высказывать свои мысли, - сказала Вудли, находясь на съемочной площадке «Дивергента», пару недель назад, когда съемки уже подходили к концу. – Это не похоже на реальность для кого-то, кто вырос в США, но даже в нашем мире есть много рамок и границ, которые женщины либо могут переступить, либо нет».
Несмотря на вдохновение – и выручку – «Голодных игр», согласно исследованию, опубликованному в мае Анненбергской Школой Коммуникаций и Журналистики при университете Южной Калифорнии, женские роли в фильмах все еще лишь часть основных ролей. Среди 100 самых прибыльных фильмов за последний год сборы в США, по данным исследования, 28,4% героев были женщины. Наблюдается снижение с 32,8%, по показателям трехлетней давности, и это все несмотря на контрольную точку в сборах, достигнутых франшизами с девушками в главных ролях.
Сценарист Ванесса Тейлор, которой обязаны «Игры престолов» от HBO и последний проект «Дивергент», надеется, что теперешняя волна превалирующих женских ролей становится все более постоянной.
«Ситуация дошла до того момента, когда мы все решили, что принцесс постоянно не могут спасать. Это больше не соответствует тому, какие роли сейчас отводятся девушкам и женщинам в мире, - сказала она. – Вдруг ты видишь этот наплыв вздорных принцесс. У нее точно есть оружие, и она действительно может помочь спасти принца. Настала эра этих женщин, это их история, они теперешние принцы».
Продюсер Люси Фишер, которая работала на Warner Bros. в начале восьмидесятых, помнила попытку экранизировать «Чудо-женщину», когда только начинала работать в студии, она признает, что это была «классная начальная история».
«Возможно, студии так и будут зациклены на одной точке зрения, - сказал Джеймс Мэнголд, режиссер нового фильма «Росомаха: Бессмертный», в котором Хью Джекман снова сыграл свою известную роль, но уже в отдельном приключении. – Это необычная проблема, это как выбрать женщину в президенты, которая должна будет быть сломлена».
Экранизируя комикс Криса Клэрмонта и Фрэнка Миллера, Мэнголд стремился не скрывать правду о количестве женщин в жизни его главного героя: бесстрашная, атакующая мечом подружка Юкио (Рила Фукусима), загадочная наследница, владеющая боевыми искусствами, Марико Яшида (Тао Окамото), его покойная любимая из франшизы «Люди Икс» Джин Грей (Фамке Янссен).
По словам Мэнголд, женщины-героини очень важная часть жизненного пути Логана: «Неважно ввязывается он в это здесь или там – без них Логан бы не остался в живых. В своей жизни его много раз спасали женщины».
Фишер довольно оптимистична. Китнисс и ее лига решительных героинь может помочь выжечь тропу, которой смогут последовать другие киногероини.
«Я думаю, то, что доказано, всего лишь показывает рынок сбыта, это проще, - сказала она. – Это было доказано для убедительности. Важный момент с умным успехом».
Перевод выполнен ★little◊♥SEXY♥◊hamster★ специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Голодные игры», «Дивергент»: новая волна сильных героинь в научной фантастике
|