Поклонники с нетерпением ждут первых сеансов «Голодных игр: И вспыхнет пламя», но они все же должны найти минутку и поблагодарить фильм, сделавший его возможным. Сегодня, 21 ноября, исполняется пять лет со дня выхода «Сумерек» Кэтрин Хардвик. Эта дата стоит того, чтобы ее отпраздновали, даже если и принято только высмеивать эту пятифильмовую франшизу, так или иначе изменившую мир кино и общественность. Не секрет, что сосредоточенность СМИ в основном на женщинах и меньшинстве очень часто приводит к более высоким моральным стандартам, нежели те, которые направлены на мужчин, и романтическая драма Кристен Стюарт/Роберта Паттинсона не была исключением. Но отставим в сторону дебаты о качестве или моральности этих фильмов (потому что ориентированные на мужчин блокбастеры все превосходны, но при этом вообще лишены морали), ясно, что пять лет назад именно «Сумерки» так положительно повлияли на гендерное равенство самых популярных фильмов, а не другие фильмы их поколения.
Думаете, Голливуд заметил $1.8 миллиардный успех эпического романа Джеймса Кэмерона «Титаник» в 1997, который практически взвывал к молодым женщинам пойти и посмотреть этот фильм бесчисленное количество раз в кинотеатре? Нет, вместо того, чтобы сосредоточиться на высокобюджетных картинах, где главными героями были бы женщины, студии просто провели следующие десять лет, увеличивая производство ориентированных на мужчин фильмов, таких как «Армагеддон» и «Патриот». Даже мультики, где когда-то значимую часть занимали такие картины как «Покахонтес» или «Анастасия», были заменены мультфильмами для мальчишек, такими как «Шрек», и очередной рассвет пришел только с выходом «Храброй сердцем» студии «Pixar», ставшей «значимым событием» в 2012. Но к тому времени «Сумерки» уже закончились, и в мире появилась мысль о том, что фильмы, сосредоточенные вокруг женских персонажей, могут сделать такую же кассу, как и те, что сняты по принципу «девчонки пойдут смотреть фильмы для парней, а вот парни смотреть девчачьи фильмы – нет».
Сосредоточенные на женских персонажах, такие хиты как «Столкновение с бездной», «Ангелы Чарли», «Секс в большом городе» или «Мамма MIA!!» были «списаны» и не использовались в качестве примера для успеха, тогда как такие женские фильмы как «Электра» или «Женщина-кошка» вполне доказали, что фильмы о супергероях-женщинах могут собрать кассу. Но «Сумерки» начали свою историю пять лет н назад, собрав $69 миллионов в первый уик-энд и заработав $392 миллионов по всему миру с бюджетом в $38 миллионов. В отличие от убийственных сиквелов, которые собрали в первую неделю показа где-то $140 миллионов и закончили с где-то $290 миллионами в домашнем прокате, «Сумерки» не просели после первого уик-энда, заработав $192 миллиона, что в сравнение с $69-миллионным начало почти утроило кассовые сборы. Фанбаза достигла своего максимума с «Новолунием», но вместе с сиквелами «Гарри Поттера», помогла доказать, что вам не нужно расширять собственную фанбазу, если она уже и так достаточна.
«Сумерки» и его продолжения наконец-то и бесспорно доказали, что есть реальный и мощный рынок для франшиз-блокбастеров, направленных, несомненно, на женщин. Когда «Сумерки. Сага. Новолуние» шокировали отрасль, заработав $142 миллиона в первый уик-энд четыре года назад, самой интересной статистикой оказалось, что аудитория на 80% состояла из женщин. Помимо упущенных возможность для «Ниндзя-убийца» («Итак, твоя подруга вытащила тебя на «Новолуние», теперь ТВОЯ очередь выбирать фильм!»), эта статистика показала, что даже если ни один мужчина не отправился на «Новолуние» по собственному желанию, этот фильм все равно заработал больше всего денег в первый уик-энд показа в 2009 году. Это служит неопровержимым доказательством того, что фильмы, направленные на женскую аудиторию, рассказывающие о женщинах, сосредоточенные вокруг жизненного пути женщины, могут заработать кассы настоящих блокбастеров и без мужской аудитории.
Я не буду провозглашать эти фильмы высоким искусством, как не буду напрасно чернить их. Мне понравилась изворотливая и признающая свои недостатки оригинальность Хардвик, заслуживающий благодарности его восхитительный второстепенный каст (Билли Бёрк, возможно, незамеченный герой всей серии). Финал этой саги, созданный Биллом Кондоном, содержит один из самых замечательных, за все время, кульминационных, шокирующих моментов типа «кинотеатр сходит с ума» и самые замечательные, мощные экшн-сцены. Франшиза немного просела в середине и была спасена, в частности, преданными фанатами, чего не скажешь о сегодняшних фильмах «Marvel» (кхм-Колсон-кхм). Также, невзирая на то, что большинство франшиз сделали упор на экшне и зрелище (или, по крайней мере, позиционировались так), Сумеречные фильмы выделили именно отношения героев и романтическую мелодраму. Сумеречная сага была не просто франшизой-блокбастером, центром которого являлась девушка, это была сага, о которой едва ли можно сказать, что они ввели женщину в типичную сосредоточенную на мужчинах экшн-картину и назвали это прогрессивным.
Мы можем спорить, что у франшизы был очень сложный моральный компас, но я не стану больше спорить с фанатами, всем сердцем одобривших несколько сомнительную гендерную политику, тогда как фандом «Трансформеров» автоматически стал неоконсервативными силовиками. Можно даже утверждать, что Анна Кендрик – мудрая и вдумчивая лучшая подруга, Билли Бёрк – любящий отец, точно так же как и другие члены клана Калленов, которые все как один были скептически настроены по отношению к этому роману Беллы/Эдварда (путешествие Беллы больше даже напоминает истории «Русалочки» и «Красавицы и чудовища», нежели «Бриолин»). Аудитория «твайхардов», вместе с которыми я смотрел «Рассвет: Часть 2», были бешеной и возбужденной толпой, которая смеялась в те же моменты, что и недоброжелатели, смотрела на все с ликованием, а не с благоговением. Они просто смеялись над фильмами, и их откровенная радость была заразительна.
Честно говоря, большая причина, почему Сумеречная сага так сильно поразила женщин – что ж, на самом деле много женщин снялось в главных ролях, да и в второстепенных. Для поклонников жанра, которые хотели увидеть женский пол, представленный на экране более чем одной или двумя горячими девушками, которые обычно присутствуют во франшизе-блокбастере, «Сумерки» были в значительной степени «единственным игроком на поле». В эру, когда Элис Ив в своих трусиках стала ключевым изображением на рекламных плакатах «Стартрек: Возмездие», а «Тор 2: Царство тьмы» приподнялся в качестве значимого фильма о супергерое, потому что в нем было четыре (!) второстепенных женских персонажа, Сумеречная сага выделилась силой своего ассортимента женщин, которые высказывали разное мнение об этой истории, пока она разворачивалась. Существует множество блокбастеров с сильными женскими персонажами в качестве второстепенных георинь («Пираты Карибского моря», «Аватар» и т. д.), но «Сумерки» были редки потому, что они полностью сосредоточились на путешествии девушки-подростка, чего-то редкого даже после 25-с-чем-лет после недооцененных и бескомпромиссной феминистко-прогрессивной картины «Грязные танцы».
В конце концов, эта пятифильмовая франшиза заработала $3.3 миллиарда по всему миру при бюджете общей суммой в $385 миллионов. Она начинала с потрясающих $35-миллионных сборов в первый день показа первых «Сумерек», ровно пять лет назад, и продолжила крушить кассовые рекорды (она дважды побила рекорд, в 2009 и 2010) и уничтожая в значительной степени бытующее мнение о том, какие из фильмов могут стать блокбастерами. Самое важное наследие «Сумерек» - это не звездность Кристен Стюарт или Роберта Паттинсона, и не споры критиков о фильме, вызванных его подтекстом, или даже не индивидуальный успех каждой из частей или подражателей, которых он вдохновил. Сумеречное наследие – это доказательство, раз и навсегда, того, что женщины достаточно сильны, чтобы сделать фильм демографически достаточно привлекательным, чтобы придать франшизе той силы, чтобы она поднялась к высотам блокбастера.
«Сумерки» породили «Голодные игры», которые породили целый шквал потенциальных фэнтези-франшиз. Не важно, достигнут ли «Дивергент» или «Пятьдесят оттенков серого» когда-либо тех высот, что первые «Сумерки» или закончат на свалке историй, как другие франшизы, подобно «Гостье», понятие ориентированных на женщин франшиз-блокбастеров, как жизнеспособной инвестиции, останется. Пять лет назад «Сумерки» доказали раз и навсегда, что блокбастеры, ориентированные на женщин, не случайность и не заблуждение. Они доказали, что вам не нужна неуловимая мужская аудитория, они доказали, что вам не нужно расширять свою целевую фанбазу, если ваша фанбаза уже достаточно большая, урок, который в настоящее время используют очень многие фильмы, такие как «Инструкции не прилагаются» и «Свидетель на свадьбе».
Любите «Сумерки» или ненавидите «Сумерки» (я твердо принадлежу к категории «нравится»), но романтическая фэнтези-история Беллы/Эдварда по-своему наиболее феминистская франшиза в недавней памяти. Она доказывает, что ориентированные на женщин блокбастеры могут сделать то же, что и ориентированные на мужчин, они тоже могут собрать кассу. Если вы уже купили свой билет на следующее приключение Китнисс Эвердин, можете сказать спасибо Белле Свон за эту привилегию.
- Скотт Мендельсон Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Любите «Голодные игры»? Скажите спасибо «Сумеркам»
|