Исторический хоррор «Апостол» вышел на Netflix еще в середине октября, однако с отзывами мы в этот раз немного затянули. Тем не менее ни в коем случае не советуем проходить мимо этого фильма.
Действие разворачивается в 1905 году на отдаленном острове на юго-западе Великобритании. Здесь обосновалась секта язычников, отщепенцев, отказавшихся от Христа и пытающихся построить свое маленькое общество вдали от гнета короны. Эти люди много лет поклонялись таинственной богине острова, но, похоже, утратили ее милость: земля перестала давать урожай, а скот — потомство. Под видом очередного неофита на остров прибывает наш герой, Томас Ричардсон, он ищет свою сестру, которую сектанты похитили, требуя выкуп. Поначалу ему удастся сохранять инкогнито, но уже скоро события выйдут из-под чьего бы то ни было контроля, и небольшая уединенная идиллия обернется адом, кровавым и беспощадным.
Трейлер «Апостола», кстати, получился весьма удачным: темный, атмосферный, он быстро наращивает темп, обещая зрителю нечто динамичное, нервное, жесткое и аутентичное выбранной эпохе. С отличным музыкальным сопровождением, что немаловажно. И к чести своей, не врет ни в одном из пунктов.
С этой картиной британец Гарет Эванс определенно вышел на новый уровень в своем творчестве. Получив известность благодаря бешеному «Рейду», он снял сиквел, который и должен был стать фильмом мечты, однако, время от времени увязая в своей шекспировской трагедии и величавости, оказался слабее хлесткого пробного камня. И вот спустя четыре года новая полнометражная работа, вобравшая в себя черты исторической драмы и фолк-хоррора. В своей любви к ужасам режиссер уже признавался в киноальманахе З/Л/О 2, так что выбор жанра совсем не удивляет. Удивляет и, разумеется, радует зрелость постановщика.
Мы знаем, что Мэтт Флэннери, работавший над «Рейдами», умеет управляться с камерой, но не отметить его вклад было бы преступлением. Мрачная картинка, идеально балансирующая между сдержанностью и изыском, — это все-таки первое, что обращает на себя внимание в «Апостоле». Следом же идет отличная актерская игра Дэна Стивенса. Англичанин создал таинственного и колоритного героя, главное достоинство которого заключается в том, что такой забулдыга действительно мог бы затеряться среди серого помятого жизнью народца на этом острове. Неказистый, угрюмый, похмельный, он не производит впечатление спасителя, да и его самого спасать, кажется, поздно. И лишь иногда — например, при разговоре с героиней Люси Бойнтон — его лицо робко и неожиданно освещается, будто в отравленной иссохшей почве пробуждается жизнь.
Достойно выступили и другие актеры — в особенности Майкл Шин и Марк Льюис Джонс.И если довольно быстро становится понятно, что персонаж Джонса — отмороженный убийца, копящий в себе гнев и неудовлетворенность, то проповедник Малкольм Хау в исполнении Шина оказывается не так однозначен. Кажется, он и впрямь верит в свои слова о равенстве и отказе от насилия, и тем трагичнее, что на деле Малкольм выступает злодеем в истории.
Было бы преувеличением сказать, будто Эванс придумал интересных персонажей — их действия и функция в истории просчитывается без особого труда — однако благодаря удачно подобранным актерам они кажутся живыми, выпуклыми. К примеру, Элен Риз, сыгравшей сестру Томаса Ричардсона, по понятным причинам отведено не так много внимания, и реплик у нее немного, однако британка умудряется выехать уже на одних только страдальческих взглядах. Кроме того, хотелось бы упомянуть 23-летнего Билла Милнера, просто потому что это уже второй раз за год, когда парнишка появляется в интересном жанровом кино, после готических «Обитателей». И надо сказать, справляется с ролями вполне прилично.
Суровые лица, безрадостный, но не лишенный красоты пейзаж, и неудачная попытка в античную языческую вольность, обернувшаяся темным кровожадным средневековьем. В «Апостоле» виден «Плетенный человек», видны «Дьяволы» и «Великий инквизитор». Да, есть у Эванса и своя инквизиция, с палачами и внушительными механизмами для пыток, которые, уж не сомневайтесь, будут пущены в ход.
Как и упомянутый выше трейлер, картина постепенно наращивает темп, нагнетая саспенс, чтобы резко хлестнуть по нервам тем или иным образом. «Апостол» отлично сочетает в себе страх преследования, кровавую жесть и мистические элементы. Здешняя богиня на экране появляется нечасто, но пугает будь здоров! Ритм в повествовании усиливается, превращаясь в захватывающее безжалостное крещендо, чтобы дойти до пика и взорваться немного ироничным, но в основном просто красивым и правильным финалом.
Гарет Эванс уже заявил о себе в жанре боевика, сняв в свое время, пожалуй, один из лучших экшенов в кино. Теперь же режиссер сказал свое слово в хорроре. И это по-настоящему веское высказывание, к которому стоит прислушаться. Возможно, это история о том, что бывает, когда чудо пытаются превратить в машину для удовлетворения нужд. Природа не мстит — просто возвращает человеку его удары. Погибнуть могут оба, вот только природа, конечно, возродится.
За рецензию благодарим сайт Зона ужасов
«Апостол» кровожадных языческих божеств (рецензия)
|