Общемировой, а вместе с ним и российский прокат переживает не лучшие времена, крупные премьеры то и дело откладываются в связи с пандемией, но, как известно, то, что не убивает — делает сильнее... или хотя бы разнообразнее, поскольку любой кризис — это еще и время больших возможностей. Благодаря отсутствию в графике релизов целого ряда высокобюджетных блокбастеров свой маленький шанс привлечь внимание публики за пределами узкоспециализированных фестивалей получили сразу несколько недорогих лент, которые в иных условиях вполне вероятно довольствовались бы тихим и малозаметным местечком на VOD-сервисах. Режиссерский дебют актера Дэйва Франко как раз из таких. В США фильм выпустили в drive-in кинотеатрах, где он, как и «Первая ведьма» до него, и «Бекки» после, стал локальным хитом. Теперь, когда премьера состоялась и в России (по такому случаю Франко даже дал интервью Зоне Ужасов и по видеосвязи поучаствовал в Comic Con Russia), давайте же разбираться, чем этот фильм хорош настолько, что удостоился особой похвалы от «короля ужасов» Стивена Кинга.
В оригинале картина зовется The Rental, то бишь «Аренда», что значительно лучше передает смысловое содержание и отражает сюжет, в центре которого — две молодые пары, снявшие в аренду жилье для отдыха в уединенном живописном местечке. Их встречает подозрительный и не особо приятный в общении тип, родственник владельца дома, а спустя какое-то время после заселения с героями начинает творится всякая дичь — персональные «мыши», обитающие в голове у каждого, равно как и тлеющие внутри компании скрытые, умалчиваемые конфликты и подозрения, мешают им верно оценить происходящее, что в конечном счете приводит к скоропостижной кровавой развязке.
Так, будучи описанным в общих чертах, сценарий «Кто не спрятался» действительно выглядит типично и предсказуемо, на что указал и Кинг в своем коротком отзыве, говоря о том, что, дескать, «подобными тропами в жанре мы уже ходили». Но дьявол, как известно, прячется в деталях, и тот же Кинг справедливо отмечает «тщательно прописанную» и «актуальную» сюжетную линию, удостаивая работу Дэйва Франко и Джо Сванберга сравнения с произведениями писателя Джона Д. МакДональда. Последний, кто не в курсе, написал помимо прочего роман «Палачи», экранизированный под названием «Мыс страха» — причем дважды экранизированный, и если старый фильм вы можете и не знать, то лента Мартина Скорсезе известна всем и являет собой один из лучших образцов триллера.
Вот и «Кто не спрятался», описание сюжета которого больше подходит для какого-нибудь проходного слэшера категории B, на деле являет собой помесь драмы и триллера, непосредственно в хоррор выливающуюся лишь в финальной трети — есть в этом что-то общее с режиссерскими опытами Джереми Солнье или даже Ари Астера, с той оговоркой, что Франко, конечно, им обоим заметно уступает как автор и художник. Много времени тратится на любовно обставленную экспозицию — мы постепенно знакомимся с персонажами, какой-либо «экшен» отсутствует, а конфликты обозначаются легкими намеками, не доходя до открытого столкновения. Наблюдать за всем этим не скучно в том же смысле, как интересно смотреть фильмы вроде «Приглашения» Карин Кусамы — зритель знает, как обозначен жанр кино, и ждет, что что-то этакое будет, ловит полунамеки на то, что «что-то не так» даже когда на экране вроде бы ничего «из ряда вон» и не происходит. Кроме того, интерес представляют сами персонажи, далекие от типичных картонных образов: достаточно сказать, что в обеих парах партнеры совершенно не подходят друг другу — у парней и их девушек разные интересы, разные жизненные приоритеты и, в конечном счете, просто разные взгляды на саму жизнь. Четверка персонажей словно перепутались, а правильная картинка складывается, если поменять фрагменты этого пазла местами, поскольку как раз между теми героями, которые находятся друг с другом в дружеских, а не любовных отношениях, и ощущается та самая «химия», которой не достает их текущим любовным союзам.
Конечно, каких-либо философских обобщающе-жизненных высот сценарий Сванберга и Франко не достигает, однако параллелизм образа идиллического дома-в-аренду столь же временной и фальшивой идиллии отношений между, в общем-то, случайными, не подходящими друг другу (и не очень искренними друг с другом) героями кажется не только вполне очевидным, но и очевидно сознательным решением авторов. В этом смысле жестокий быстрый финал картины подобен скоропостижному расставанию, разрыву тягостных отношений — «любовь здесь больше не живет» в буквальном смысле, поскольку на ее место приходит смерть.
Интрига поддерживается еще и второстепенной сюжетной линией, имеющей под собой актуальную «расовую» подоплеку. Одна из героинь (в исполнении Шейлы Ванд) — нет, не афроамериканка, авторы не настолько банальны, но и не «чистокровный» англосакс, на почве чего возникает напряженность в общении с тем самым родственником арендодателя, смахивающим на типичного «хамоватого рендека». Мужик этот себе на уме, за колким словом или намеком «на грани» в карман не лезет, так что изначально вызывает у героев известное отторжение. А уж когда те обнаруживают скрытую камеру в душе — и подавно. Вот только так ли на самом деле плох тот, кого они подозревают во всех грехах, или же лучше поискать бревна в собственных глазах?.. Здесь уже обозначен элемент детектива, который, впрочем, более смахивает на так называемую «южную готику» — когда «никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его».
В упрек «Кто не спрятался» ставят — и, в общем, справедливо — недостаток собственно хоррора. Мол, концовку можно было сделать еще кровавее и жестче. Мол, образ убийцы следовало раскрыть лучше... Он действительно этого вполне заслуживает, но Франко и Сванбергу интереснее были не остающийся большую часть хронометража за кадром злодей и его деяния, а непосредственно герои картины, что и выдает главную задумку создателей фильма с головой — они снимали вовсе НЕ слэшер. Там-то, в слэшерах, как раз убийца в маске почти всегда главный, а жертвы его — лишь статисты, оттеняющие истинно и единственно важное действующее лицо. А тут прямо наоборот — убийца, как и сами убийства, вторичны, в то время как на первый план выходят люди, их взаимоотношения, характеры и проблемы.
Дэйву Франко удалось создать достаточно нетипичный (что и позволяет нам сравнить его в заголовке рецензии с «Тебе конец!»), но вполне крепкий атмосферный хоррор-триллер, которого однозначно будет не достаточно тем, кто любит по-настоящему напряженные и кровавые хорроры, но посмотреть один раз все равно можно. Тем же, кто ценит нечто чуть более глубокое и тонкое нежели «Пятница, 13-е» — фильм смело рекомендуется к просмотру.
4 из 5
За информацию спасибо сайту Horrorzone.ru
Кто не спрятался — тебе конец!
|