НЕ ВРЕМЯ УМИРАТЬ (NO TIME TO DIE) 2021, Великобритания-США, 163 мин. Жанр: шпионский боевик, триллер, приключения Режиссёр: Кэри Фукунага В ролях: Дэниел Крейг, Рами Малек, Леа Сейду, Лашана Линч, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Билли Магнуссен, Ана де Армас, Кристоф Вальц, Рэйф Файнс
Обаятельный джентльмен, шпион с лицензией на убийство на службе Её Величества, ловелас и просто отличный парень с множеством лиц. Всё это Джеймс Бонд, агент MI6 и детище английского писателя Яна Флеминга.
Ни для кого не секрет, что фильмы о Джеймсе Бонде всегда были продуктом своего времени, отражая не только актуальные социальные повестки, но и политическую ситуацию в мире. Врагами Бонда становились то злые коммунисты, то китайцы, то бизнесмены-мегаломаньяки, а то и вовсе собственное окружение. За почти семидесятилетнюю карьеру на киноэкранах Джеймс Бонд стал фактически именем нарицательным, задал настроение жанру шпионского боевика и предвосхитил многие кинематографические тенденции, без которых нельзя представить сегодняшний Голливуд.
Современный зритель знает агента 007 в исполнении Дэниела Крэйга, который с момента своего назначения на роль, успел словить немало негатива от разозлённых поклонников франшизы. Дескать, коренастый голубоглазый блондин совершенно не тянет на статного героя-любовника, коими были в глазах зрителей Шон Коннери, Тимоти Далтон или Пирс Броснан. О том, что Роджер Мур так же отличался от общепризнанного стандарта, как-то не принято задумываться, как и о том, что Мур должен был в своё время стать первым исполнителем Бонда на киноэкранах, но из-за занятости уступил место Коннери. Как бы там ни было, а внешность агента с двумя нулями никогда не имела канона и единственной константой для актёра, получавшего привилегию исполнить культовую роль, была бронебойная харизма, которая разила бы врагов похлеще любого гаджета из отдела Q.
За пятнадцатилетнюю карьеру Дэниела Крэйга в качестве Бонда франшиза успела стать не просто коммерчески успешной, но и продемонстрировать разительную реалистичность, которой недоставало серии в прошлые годы. Словно достигнув апогея абсурда в «Умри, но не сейчас», продюсеры вдруг опомнились и решили, что Джеймс Бонд – это не только дорогой костюм, гаджеты и красивые девушки. Начиная с «Казино Рояль» Бонд неожиданно обзавёлся душевными травмами и глубиной, превратившись из универсального солдата короны в живого человека. Нечто подобное с Бондом происходило лишь однажды – в 1969 году, когда в ленте «На секретной службе Её величества» агенту в исполнении Джорджа Лэзенби щедрые сценаристы подарили семейную идиллию, которая, впрочем, оборвалась слишком рано. Однако прецедент на лицо. И этим прецедентом решили воспользоваться Барбара Брокколи сотоварищи, ввергая нового Бонда в лице Крэйга в борьбу не только с внешними врагами, но и внутренними демонами. Смерть любимой Веспер Линд, непростые отношения с коллегами, гибель наставницы – в XXI веке агента 007 не щадят, и зная об этой тенденции, можно было смело предполагать, что последний фильм о похождениях Бонда с Дэниелом Крэйгом должен был стать лебединой песней его вариации шпиона.
Хотя, казалось бы, после событий «Спектра» Джеймс Бонд наслаждается обществом новой пассии – Мадлен Суонн, и впервые по-настоящему счастлив. Но счастье в случае Джеймса – состояние мимолётное, и вот уже на агента совершается покушение силами «Спектра», любимая женщина под подозрением в предательстве, а Эрнст Блофельд за решёткой готовит очередной план, как испортить жизнь своему брату. В довершение некий загадочный террорист Люцифер Сафин намерен истребить человечество с помощью нано-вируса, разработанного MI6, а Мадлен Суонн скрывает тайны, которые могут быть фатальными для Джеймса. Агент с двумя нулями вынужден вернуться из добровольной отставки, чтобы вступить в свой последний бой, ведь на кону теперь не просто жизни миллионов, но и самое дорогое, что когда-либо было у британского шпиона – семья.
Превратить несгибаемого английского суперагента в глубоко травмированную личность – сюжетный ход рискованный, но необходимый, оглядываясь на богатую историю серии. Мы привыкли, что любые проблемы сходят с агента 007 как с гуся вода, и от миссии к миссии он переходит без каких бы то ни было последствий для себя. Меняются времена, исполнители роли Бонда, но сам персонаж остаётся неизменным. И в этом главная проблема франшизы, которая за полвека существования буквально закостенела в собственной традиционности. Именно Бонд Крэйга привнёс в сериал свежее дыхание, с первых сцен обозначив, что в этот раз бал правят реализм и психологизм, а все эти космические лазеры и комиксовые злодеи – пережиток прошлого. К пятому фильму обновлённой серии похождения Бонда не только обрели целостный сквозной сюжет, но и драматизм античной трагедии. Отсылки на античность прослеживаются уже буквально с начальных титров «Не время умирать» под меланхоличную и навевающую грусть композицию Билли Айлиш. Даже зловещий вирус с кодовым обозначением «Геракл» словно бы намекает на то, что новая миссия не обязательно завершится успехом, бокалом мартини и новой красивой подружкой. Кто знает греческие мифы, тот осведомлён о печальной судьбе сына Зевса, совершившего немало подвигов и павшего от руки любимой женщины. Режиссёр Кэри Фукунага воспроизводит миф в рамках бондовской реальности, напоследок даруя герою всё, о чём он мечтал, и безжалостно забирая это, заставляя зрителя вместе с главным героем обречённо наблюдать за крахом потенциального хэппи энда. Но хэппи энд – не для Бонда Дэниела Крэйга, привыкшего страдать, а потому финал картины кажется закономерным и по-настоящему справедливым для того, кто, кажется, всю жизнь стремился к чему-то подобному. На этом фоне кажется издёвкой тайтл последнего фильма эпохи.
За свой солидный хронометраж «Не время умирать» умудряется порадовать несколькими напряжёнными экшен-сценами, включающими обязательную автомобильную погоню по живописным локациям и драку с превосходящим числом противником в замкнутом пространстве. Дэниел Крэйг, несмотря на возраст, всё ещё хорош в действии, хотя помятый вид и некая усталость во взгляде буквально взывают к тому, чтобы его, наконец, пустили на покой. Для подстраховки стареющего агента тут собрался блестящий актёрский состав – новая агентесса с двумя нулями Номи, которую сыграла Лашана Линч, кажется, готова сменить Бонда в его нелёгком ремесле, но сценаристы слишком ленятся прописать ей бэкграунд, чтобы та смогла полюбиться зрителю. С другой стороны, отличница и умница Палома с лицом Аны де Армас, связная ЦРУ на Кубе, имея скромный хронометраж и одну экшен-сцену со своим участием, буквально влюбляет в себя с первого взгляда и заставляет грезить о своём возвращении в будущих фильмах серии. Женщины Джеймса Бонда по-прежнему хороши, опасны, но, в виду нового времени, еще и куда самодостаточнее своих предшественниц двадцатого века.
Зато со злодеями Бонду везёт через раз. После обаятельного Блофельда в исполнении Кристофа Вальца приходит Люцифер Сафин. Рами Малек хороший актёр, так что, вероятно, абсолютная безликость и размытая мотивация Сафина – ошибка сценаристов, для которых мучения Бонда были самоцелью, а уж кто выступит инструментом этих мук – неважно. Кроме запоминающейся внешности Сафину нечем похвастаться. Хотелось бы знать больше о прошлом злодея, но он выступает здесь неожиданным чёртом из табакерки, который меняет расстановку сил и окончательно ломает главного героя. Прибегая же к античным метафорам, Сафин для Бонда как Минотавр для Тесея, ведь даже логово злодея напоминает огромный промышленный лабиринт на необитаемом острове.
«Не время умирать» – это достойное завершение эры Бонда Дэниела Крэйга, её логический и трагический финал, который в рамках общей картины жизни тайного агента Её Величества кажется надуманным, но в контексте последних пяти фильмов – как никогда закономерным. Наступит новое время, и на его вызовы откликнется новый Джеймс Бонд, ведь все мы знаем, что легендарные суперагенты с двумя нулями не стареют и никогда по-настоящему не умирают.
Оценка Сергея Прудникова: 4 из 5
За информацию благодарим независимый журнал о кино 25-й кадр
Рецензия на фильм «Не время умирать»
|