ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ (SPIDER-MAN: NO WAY HOME) 2021, США, 148 мин. Жанр: фантастика, боевик Режиссёр: Джон Уоттс В ролях: Том Холланд, Зендея, Мариса Томей, Бенедикт Камбербэтч, Альфред Молина, Уиллем Дефо, Джейми Фокс, Джон Фавро, Джейкоб Баталон
Сколько же страданий выпало на долю увлечённого зрителя после премьеры «Вдали от дома». После такого удивительного приключения и хитрой затравки под занавес странно было бы ожидать чего-то негативного и удручающего. Но стоило только раскошелиться на добрые слова в адрес студийных боссов Sony за стратегический верный ход отдать творческий контроль Кевину Файги и Ко, как оказалось, что будущее Паука в киновселенной Marvel висит на тонкой паутинке. Долгие и изнурительные переговоры, в которые даже пришлось вмешаться самому исполнителю титульной роли, всё-таки завершились в пользу фанатов и здравого смысла. На этой почве даже у не самых заядлых поклонников ожидания от новой главы взмыли до небес, особенно после первых деталей сюжета о возвращении культовых персонажей предыдущих серий фильмов о Человеке-пауке. Но перегретое предвосхищение может сыграть очень злую шутку, поэтому советом тем, кто ещё почему-то не добежал до своего сеанса с блэкджеком и QR-кодами, послужит один из лейтмотивов фильма: ожидайте худшего, тогда не будете разочарованы. Или, по крайней мере, будете, но в меньшей степени.
Первым на очереди разочарованием стала скоропостижная деэскалация сюжетной линии раскрытия тайны личности Человека-паука. Здесь можно было окопаться на добрую треть хронометража и вдоволь разгуляться на нетоптаном поле: напустить тумана паники и паранойи, показать гнев безликих масс, публичное порицание и попытки линчевания, довести тем самым героев до реально опасной точки кипения, которая и стала бы толчком к дальнейшему призыву о помощи мистических сил. Но на это выделили лишь несколько крайне мимолётных минут в самом начале, а потом безропотно замяли в напускных и едва ли глобальных проблемах, типа разбитого кирпичом окна или отказа о принятии в колледж. Зумеры и их драмы.
Отчасти такая спешка обоснована широким калейдоскопом событий и залихватской динамикой ленты, за которой то и дело надо поспевать. Для стопятидесятиминутного кино это всё-таки скорее положительный момент, чем нет. Действие притормаживает только в самых нужных для этого местах, скучать и зевать некогда. Из приятных мелочей стоит отметить, что за всеми этими большими и важными событиями не забывают и о деталях бытовой жизни юного супергероя, чем всегда выгодно отличалась франшиза про дружелюбного соседа.
А вот чрезмерное количество злодеев всегда было бичом картин о Человеке-пауке. Не сладил с этим Сэм Рейми в своём триквеле (к слову, он и не хотел – на сборной солянке с Веномом настояла студия), ни Уэбб в своём высоконапряжённом сиквеле. Но создатели «Нет пути домой» словно решили принять никем не брошенный вызов, и не просто увеличить количество антагонистов в сравнении с прошлыми фильмами, но и привлечь тех же самых актёров и персонажей (правда, стыдливо оставив за бортом наименее удачные воплощения).
Метаморфозы некоторых старых злодеев могут показаться спорными. Частично сценаристы вынужденно пытались в мягкий реткон, как в случае с Электро, что скорее стоит принять как вынужденное зло, но вот, например, метания Песочного человека и снова ящеровидного Коннорса после достигнутого ими ранее катарсиса оставляют вопросы, на которые никто не собирается отвечать. А ещё их (злодеев) же слишком много, поэтому фактуры за ними почти и не видно, даже несмотря на заметное присутствие и бэкграунды прошлых фильмов, на что во многом и была ставка. Тот же Озборн – номинально главный злодей фильма – словно поблекшая тень своего прошлого образа, просто потому что у него почти нет места, чтобы развернуться в этой тесной толпе персонажей. Но даже тень под правильным углом может вызвать топот мурашек по всему телу – мастерство Дефо не стареет, в отличие от него самого, поэтому свои пару минут славы он всё-таки получит. Неочевидным пока остаётся только несостоявшийся официальный сбор Зловещей шестёрки: неужели можно будет подгадать более удачный момент для давно назревающего представления знаменитой команды суперзлодеев? И будет ли впечатлять её состав хотя бы в половину как местная мультивселенская пятёрка?
Из откровенно слабых сценарных моментов, пожалуй, больше всего выделяется станок-вундервафля из временного пристанища Паркера, которая способна делать слишком много чудесных вещей в удивительно сжатые сроки даже по меркам комикс-вселенной. Почти столько же, сколько можно сделать в обычной школьной лаборатории из подручных средств. Но если на рояль в кустах налепить логотип Stark Industries... это всё ещё будет роялем в кустах. Пусть и чуть более стильным, безусловно. И несмотря на очевидную фан-сервисную ориентацию ленты (с учётом её сюжета без этого не обойтись никак) с заигрыванием перед аудиторией местами всё же перестарались. Возвращения старых любимчиков – это, конечно, пожалуйста, заверните всех и побольше, но вот мемные цитаты из уст героев – серьёзно?
Однако есть сюжетные ходы, которые всё-таки выруливают по дребезжащим рельсам на маршрут истории Питера Паркера во главе угла, при всём обилии иных колоритных попутчиков. И здесь, как и во втором фильме Уэбба, создатели заготовили ряд серьёзных драматических шагов, которые выбьют почву из-под ног изворотливого стенолаза и окажут значительный эффект на его дальнейшее становление в будущем. Искупление грехов прошлого – главная тема «Нет пути домой» – здесь особенно сильна, поскольку через это придётся пройти чуть ли не каждому второму персонажу картины, включая титульного.
И пусть значительную часть фильма это скорее весьма неуклюжее зрелище с упущенными возможностями и дурацкими диалогами (возможно, виной тому неудачный дубляж), но кульминационная треть слишком эмоциональна и окупает большинство описанных недочетов. О ней намерено не упомянуто хоть сколько-нибудь подробно во избежание спойлеров. Но главное, потому что это точно стоит пережить воочию в кинозале, а не вычитывая неспособный даже частично передать значимость происходящего текст с экрана своего гаджета. У небезразличных к красно-белым (или красно-синим) комикс-мирам в жизнь воплотится заветное желание, а то и не одно. Ради такого определённо стоит потерпеть шаткий ритм и нагромождённое повествование. Всё как по заветам «Финала»: спорная, неидеальная, но веха.
Оценка Егора Пичугова: 4 из 5
За информацию благодарим независимый журнал о кино 25-й кадр
Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»
|