Оценка: 8 из 10
Приключенческий фильм «Человек-паук: Нет пути домой» вышел в российский прокат 15 декабря 2021 года. Режиссёр: Джон Уоттс. В ролях: Том Холланд, Зендея, Бенедикт Камбербэтч, Мариса Томей, Уиллем Дэфо, Альфред Молина, Джейми Фокс и другие.
Всегда приятно, когда даже самые смелые и невероятные фанатские мечты в конечном счёте всё же сбываются, а не случается нечто подобное Ральфу Стояку, генерирующее целую волну негодования со стороны разочарованного зрителя, который, если вдуматься, уже не одно десятилетие хранит верность фильмам по комиксам «Марвел». Эти фильмы, хотите вы того или нет, давно уже часть культурного ДНК целых поколений, родившихся в 21-м веке. Мы все их смотрим, кто-то ради удовольствия, кто-то по работе, кто-то – чтобы быть в курсе современных трендов. Причин может быть вселенское множество, но главное во всём этом массово конвейерном производстве контента – его способность накапливать особую кинетическую энергию, периодически выстреливающую в подуставшего от однотипного зрелища фаната и напоминающую, что всё это было не зря. Твоя верность, твоё потраченное время, твои мучительные ожидания увидеть на экране то, что ещё когда-то казалось невозможным, однажды будут щедро вознаграждены. Такое случилось с выходом первых «Мстителей». Такое происходит сейчас, когда мировые экраны оказались под паутиной «Человека-паука: Нет пути домой».
Сам факт возможности существования мультивселенной казался сюжетом исключительно печатных комиксов из 60-х, но никак не студийного художественного кино, которое постоянно упирается в рамки невозможности заключения контрактов, передачи прав на персонажей, трудности переговоров с актёрами. Взрослая юридическая волокита мешает исполнению заветной детской мечты. Но Кевин Файги по щелчку пальца научился творить магию: щёлк – и вот Капитан Америка, Железный человек, Халк, Тор собрались на одном экране, щёлк – и вот Человек-паук с третьей попытки присоединился к Мстителям, щёлк – и самый популярный (вместе с Бэтменом) комиксный персонаж получил собственную трилогию и ключевое место в целой кинематографической вселенной.
А «КВМ» в своей четвёртой фазе взяла курс как раз на мультивселенные. Казалось, что проторит путь к этому сюжету недавний «Локи», но «Паук» доказывает (а прикрученный после финальных титров тизер второго «Доктора Стрэнджа» подтверждает), что марвеловские сериалы пока выступают лишь в позиции необязательных дополнений к общей сюжетной канве. Катализатором новой глобальной арки становятся именно события третьего фильма о приключениях Питера Паркера в исполнении всё того же Тома Холланда, отыскавшего себе на этот раз новую отцовскую фигуру – доктора Стивена Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч), с которым они решили немного поколдовать…
«Нет пути домой» начинается фактически сразу после завершения «Вдали от дома»: весь мир узнаёт, кто такой Человек-Паук; жизнь Питера больше не будет прежней. Под угрозой оказываются и его девушка Эм Джей (Зендея), и его тётя Мэй (Мариса Томей), и его схуднувший друг Нед (Джейкоб Баталон). Кто-то встаёт на сторону почившего Мистерио и клянёт Паркера убийцей, другие – защищают Паучка, называя его истинным героем. Приходится даже проконсультироваться с одним ловким и юридически подкованным адвокатом, чьё появление ярко намекает, что фильм движется в чертовски верном направлении. Выпавшая на подростковые плечи ответственность, которую теперь не скроешь за маской, делает личную жизнь невозможной так же, как и поступление в институт, куда не берут ни Питера, ни его друзей, просто потому что они с ним знакомы.
Благо, что всё происходит в Нью-Йорке – городе, где магия на каждом углу. А ещё там живёт колдун Стивен Стрэндж, больше не являющийся верховным магом Земли, из-за чего у него теперь много свободного времени, которое можно потратить, например, на безобидное заклинание, заставляющее забыть всех о том, кто такой Питер Паркер. Казавшаяся крайне глупой и безрассудной по трейлерам завязка в самом фильме выглядит вполне допустимой и даже не столь противоречивой – Стрэндж знает, что делает. Проблема в том, что Питер не знает, чего хочет. В результате мы получаем серьёзную беду – разрыв мультивселенной, из которого, как из дырявого мешка, посыпались знакомые по предыдущим фильмам о Пауке злодеи: Доктор Октавиус (Альфред Молина), Зелёный Гоблин (Уиллем Дефо), Электро (Джейми Фокс) и другие.
Возвращение каноничных образов на экраны спустя столько лет – именно то, что делает «Нет пути домой» волнительным и значимым кинематографическим событием в мире развлекательного кино. С завершения трилогии Сэма Рэйми и дилогии Марка Уэбба прошло 14 и 7 лет соответственно, «Марвел», казалось бы, уже далеко на своей волне, а тут бац, и что мы видим: омоложенный Молина снова с щупальцами? Дефо со своей дьявольской улыбкой, как и 20 лет назад, всё такой же безумный и харизматичный, чьё каждое появление на экране буквально затмевает всех остальных? А Джейми Фокса и вовсе поправили, сделав из него по-настоящему крутого злодея с интересным дизайном? Может, ещё и про Томаса Хейдена Чёрча в образе Песочного человека и Риса Иванса в роли Ящера не забыли?
Но ладно, всё это было известно ещё на стадии промо-кампании, сейчас мы вплотную приближаемся к территории, которую многие окрестят спойлерной. Поэтому, тем, кто ещё не видел фильм Джона Уоттса, рекомендуется исправить это и уже затем возвращаться к дальнейшему чтению. Всем остальным же – добро пожаловать в Спайдервёрс!
Парадоксально, но причины существования Спайдервёрса прямо зависят от его последствий. Другими словами, какой был бы толк устраивать «паучью» мультивселенную со злодеями Паука без, собственно, самих Пауков? Они – причина, почему триквел существует. И раз «Марвел» действительно полёз в тему множества параллельных вселенных, то возвращение Тоби Магуайера и Эндрю Гарфилда – единственное логичное развитие такой сюжетной завязки. И какое счастье, что в этом плане «Нет пути домой» превосходит все даже самые смелые ожидании от эпичнейшего кроссовера для любого фаната Человека-паука.
Не секрет, что и у Рэйми, и у Уэбба были готовые планы продолжения их франшиз, но студия Sony в обоих случаях всё зарубила на корню. В итоге истории «Пауков» Тоби и Эндрю все эти годы ощущались незаконченными (особенно у второго), но теперь общими усилиями многоточия превращаются в заслуженные точки в конце абзаца. Кроме того, «Нет пути домой» не только успешно проговаривает судьбы любимых героев после того, как мы с ними расстались в прошлые разы, но и помогает персонажам закрыть гнетущие гештальты, залатать старые раны и просто по-соседски поговорить о незавидной паучьей жизни наконец с теми, кто понимает как никто другой. Сцены лёгких дружелюбных бесед между Пауками трёх поколений – запросто лучшая и самая душевная часть фильма, спускающая его с высот мчащегося быстрее поезда блокбастерного нарратива в плоскость скромного инди-кинематографа, где однажды Кевин Файги и отыскал Джона Уоттса.
Уоттс, на самом деле, тоже одна из главных звёзд триквела. После невзрачного во всех смыслах «Вдали от дома» с его засильем плохого CGI, картонных задников, скучных экшен-сцен здесь мы видим совсем иную картину. Разнообразные локации, много натуры, интересные планы съёмки, в том числе одним кадром, работа со светом и, наконец, вполне недурно визуализированный экшен. Кроме того, Джон Уоттс – своего рода хамелеон: в фильме видно, как он местами имитирует Рэйми (в частности его известные зумы и пролёты камеры) и Уэбба (делая акцент на эмоциональном повествовании в первую очередь).
Ругать, конечно, третьего «Человека-паука» тоже можно за ряд бросающихся в глаза вещей. Сценарий вызывает много вопросов (особенно когда это касается мультивселенной или поступления в бостонский MIT), далеко не все сюжетные ходы выглядят обусловленными. Однако третий акт всё же говорит о том, что не ради глубокого сценария все мы здесь собрались. В кои-то веки «Марвел» подготовил зрителям годный фан-сервис не ради фан-сервиса, а для своих фанатов, для фанатов Человека-паука. На фоне опытных коллег по-новому раскрывается Том Холланд, он как будто заряжается энергией от них и выдаёт, пожалуй, самую зрелую роль в карьере. При всём при этом фильм не ощущается чрезмерно драматичным, он всё такой же лёгкий и динамичный, только намного более душевный и сентиментальный (в хорошем смысле), отчего кажется идеальным совокупным продолжением кинематографических приключений Человека-паука.
Джон Уоттс завершает свою трилогию на высокой ноте, подводя промежуточный, но очень важный и знаковый итог в истории персонажа, теперь закреплённого за Томом Холландом. Непредсказуемость дальнейшей судьбы его Паука уже давно не ощущалась столь свежей и интригующей, как после финальных кадров «Нет пути домой» — фильма-сказки для настоящих поклонников героя в красно-синем трико, для кого Питер Паркер – не конкретное лицо под маской, а символ чего-то вечного, вдохновляющая фигура и яркая ролевая модель, обречённая на отклик в сердцах любого поколения.
За информацию благодарим сайт intermedia.ru
Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: Кто такой Питер Паркер?
|