Прошло немало времени с тех пор, как мы смотрели приличный фильм о британских исследователях в пробковых шлемах, бродящих по амазонским джунглям. Новая блестящая картина Джеймса Грэя «Затерянный город Z» (адаптация книги Дэвида Гранна) – это откат в эру, когда хмельные байки об имперских приключениях были трюизмом, а также история с сильным резонансом для современников.
В превосходно снятом Дариусом Хонджи фильме сцены английского и ирландского быта мастерски и не менее роскошно и непривычно поданы, как и события, разворачивающиеся в Амазонии. Несмотря на внешний блеск, лента получилась довольно проникновенной, сосредоточенной на портрете человека в полнейшем разладе со своим обществом, отправившемся в донкихотское путешествие к месту, которого, как он знает, он никогда не достигнет.
У Перси Фоссета (Чарли Ханнэм) много причин для долгосрочных экспедиций. Это способ восстановить честь семьи, очернённую отцом – бездельником, игроком и пьяницей. Британской империи выгодна точная разметка границ Боливии. Хотя не только деньги и репутация движут Фоссетом. Он хочет сбежать.
Его раздражает квасной патриотизм и расизм членов Королевского географического общества, настаивающих на том, что туземцы Южной Америки – дикари и первобытные люди. Если Фоссету удастся найти сказочный «затерянный город z», это докажет, что цивилизация сельвы зародилась задолго до христианства.
Грэй талантливо превращает обыденные сцены в фильме в грандиозные. Повествование начинается в 1905 году в Корке, где молодой женатый Фоссет соревнуется в охоте на оленей. Это дико отвратительная сцена. «За смерть, лучший источник жизни», провозглашают тосты офицеры, когда оленя наконец-то застрелили. Охота и бал следом за ней сняты сумасбродно и честолюбиво, навевая фильмы Стэнли Кубрика. Немало кадров, где камера пикирует вниз. Костюмы и антураж пестрят деталями.
В этих первых кадрах Грэй позиционирует Фоссета изгоем. Он вполне храбр, как и любой другой офицер, но ему «не повезло с предками», и он не награждён нашивками или медалями. Он счастливо женат на умной и волевой Нине (Сиенна Миллер), когда же его просят возглавить экспедицию в Боливию, он быстро соглашается. Такое путешествие может стоит ему жизни. По меньшей мере, он уедет «на несколько лет». Это один из парадоксов фильма: несмотря на любовь к Нине, Фоссету не терпится отдалиться от жены.
Игра Ханнэма завораживает. Он уважаемый англичанин, бескорыстный и рискованный, всегда старающийся держать эмоции в узде, и всё же он обладает ретивостью и одержимостью, свойственной игре Клауса Кински в безумных квестах в «Агирре, гнев божий» или «Фицкарральдо». Иногда он ведёт себя жестоко, избивая сына, и шовинистски презирая Нину, когда той хватает дерзости предложить Фоссету сопровождать его в одной из экспедиций. Это мятущаяся душа, которая отчасти понимает, что ему никогда не найти затерянный город Z, и если даже это случится, то он не даст ему искомых ответов.
Сценарий Грэя учитывает противоречия британского общества. Усатые джентльмены, проводящие шумные встречи Королевского географического общества, пренебрежительно говорят о бедных воинственных дикарях Южной Америки. И всё же эти племенные стычки не идут в сравнение с Первой мировой войной, где в окопах Фоссет командует солдатским отрядом.
Дебаты Королевского географического общества граничат с комедией. Фоссет показывает осколки глиняной посуды, пытаясь убедить скептичных слушателей, что обнаружил доказательства затерянной цивилизации. «Кухонная утварь» – зло подшучивают они над ним. Знатно фыркают и живо играют Энгус МакФадьен в роли почётного исследователя и эдвардианский джентльмен Джеймс Мюррей. Заносчивый и напыщенный человек, который требует присоединиться к экспедиции Фоссета, но труслив и физически не выдержит гонки.
Роберт Паттинсон тоже эффектен во второстепенной роли Генри Костина – верного помощника Фоссета. Ему выдаётся произнести одну из лучших реплик фильма. «Джунгли – это ад, который некоторым по душе». Затерянные в джунглях, поющие гимны аборигенам, которые хотят их убить, британцы часто кажутся нелепыми, но, как подметил Костин, они получают мазохистское удовольствие в своих неудобствах.
Структура «Затерянного города Z» построена свободно. Временами кажется, что Грэй под стать Фоссету не знает конечный пункт маршрута. Фильм охватывает три экспедиции продолжительностью в двадцать лет, каждая и которых не привела к определённым результатам. Присутствует вставка из кадров Первой мировой войны. Нередко повествование скачет во времени. Когда путешественники плывут по реке, Грэй добавляет напряжения.
«Мы должны вернуться», «пути назад нет» – приговаривают герои в сценах, напоминающих «Копи царя Соломона». Здесь есть погони, бурные пороги рек, отсылки к каннибализму и британские офицеры, убегающие от стрел и копий. Хотя экшен не главный элемент фильма. Грэй больше поглощён экзистенциальным квестом Фоссета, пытающимся разобраться в своей жизни.
Этот исследователь – герой, одинокий и немного жалкий. «Человеку следует стремиться к недосягаемому, иначе зачем рай?» – произнесённая в фильме цитата Роберта Браунинга, которая объединяет безрассудные амбиции Фоссета и его осознание, что он никогда не достигнет своей цели.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Independent: «Затерянный город Z» – экзистенциальный квест в амазонских джунглях
|