В прокат вышел фильм Джеймса Грея "Затерянный город Z" — приключенческая сага о поисках Эльдорадо. В отличие от киноисторий про Индиану Джонса, фильм основан на реальных событиях, но это оказывает ему медвежью услугу, считает Юлия Шагельман.
Полковник Перси Гаррисон Фосетт, последний из великих путешественников викторианской эпохи, был человеком с биографией настолько же невероятной, насколько характерной для его времени. Он служил на Цейлоне, где, по слухам, принял буддизм, выполнял задания Королевского географического общества (заодно, опять же по слухам, и британской разведки) в Марокко, увлекался теософией и спиритизмом, дружил с популярным романистом Генри Райдером Хаггардом, участвовал в Первой мировой, а главное, совершил восемь экспедиций в Южную Америку, которые принесли ему славу "амазонского Ливингстона" и послужили вдохновением для романов Конан Дойля о "затерянном мире". Во время путешествий Фосетт увлекся идеей о существовании некогда могучей древней цивилизации, центр которой конкистадоры называли Эльдорадо, а их британский последователь нарек городом Z. Поиски этого мифического города в конце концов превратились для Фосетта в манию и привели к тому, что в 1925 году он вместе со своим сыном Джеком сгинул без следа в джунглях Амазонки. За ними ринулись толпы исследователей и просто авантюристов, но никто так и не смог отыскать ни загадочный город, ни самого полковника.
Эта история легла в основу книги Дэвида Гранна "Затерянный город Z: История смертельной одержимости в Амазонии", которую переработал в сценарий, а затем сам же экранизировал Джеймс Грей, до сих пор снимавший скромные истории о жизни нью-йоркских иммигрантов — от бывшесоветских обитателей Брайтон-Бич в "Маленькой Одессе" до польской проститутки с золотым сердцем в "Иммигрантке" (в российском прокате названной "Роковой страстью").
Увы, путешествие на неизведанную территорию оказалось для Грея не только таким же бесплодным, как для его героя, но и гораздо менее захватывающим, чем можно было бы ожидать с такой богатой фактурой. Понятно, что на все приключения Фосетта даже двух с половиной часов не хватит, но Грею удивительным образом удалось сделать свой фильм одновременно затянутым и скомканным. Восемь экспедиций ужаты до трех, но каждая показана так пунктирно, что проникнуться испытаниями, выпадающими на долю путешественников,— тут и змеи, и пираньи, и насекомые, и болезни, и индейцы с луками и стрелами, и почему-то каждый раз нехватка продовольствия,— просто-напросто не успеваешь. Только вредоносные миазмы джунглей начинают подрывать исследовательский дух — а герои уже в Лондоне, живые и вполне здоровые.
Эпизод с битвой на Сомме выглядит и вовсе чужеродным, ничего не прибавляя ни к истории, ни к характеру главного героя. Здесь есть совершенно дикая встреча в окопах с русской дамой-медиумом (внезапное появление Елены Соловей), которая, очевидно, должна иллюстрировать приверженность Фосетта оккультным наукам, но поскольку ни до, ни после в фильме об этом ничего не говорится, тем, кто не знаком с первоисточником, сцена кажется случайно попавшей сюда из какого-то другого фильма.
"Затерянный город Z" вроде бы разрабатывает хорошо знакомый по книгам и фильмам сюжет о том, как представитель просвещенного Запада сходит с ума, столкнувшись с темными силами природы и ее иррациональными тайнами. Не случайно первое, что встречают в джунглях Фосетт и его спутники,— это оперный театр, организованный каучуковым плантатором. Толстый намек на "Фицкарральдо", образцовую историю безумия в джунглях, снятую Вернером Херцогом, и на его же версию поисков Эльдорадо "Агирре, гнев Божий". Однако ясноглазый Чарли Ханнэм, исполняющий главную роль, не наделен ни харизмой, ни талантом Клауса Кински, да и Грей, скажем прямо, совсем не Херцог. У них получается какой-то ""Агирре" здорового человека": Фосетт со товарищи остаются скучно нормальными в самых экзотических обстоятельствах, трудности, которые поджидают их в джунглях, носят в основном логистический характер, и даже племя каннибалов, встреченное во второй экспедиции, каннибальствует умеренно и благонравно.
Впрочем, сам Джеймс Грей настаивает, что "Затерянный город Z" — история не персональной мономании, а благородной миссии. В начале фильма Перси Фосетт больше всего фрустрирован тем, что его не принимают в свете из-за грехов отца-мота. И в свою первую экспедицию он отправляется, чтобы личными подвигами компенсировать "неудачный выбор предков". В джунглях он волшебным образом избавляется от социальных комплексов и по возвращении произносит в географическом обществе страстную речь о том, что коренные жители Амазонии вовсе не дикари, а наследники великой цивилизации. Отчаянные поиски города Z должны доказать именно эту теорию. А еще избавить людей от приверженности церковному фанатизму. А еще не пустить в джунгли американцев с оружием. Похоже, в конечном счете ни режиссер, ни экранный полковник Фосетт так и не смогли определиться, зачем же это все было нужно.
За информацию спасибо сайту https://www.kommersant.ru.
Рецензия на фильм «Затерянный город Z»: Мания исследования
|