Историческая драма Джеймса Грея рассказывает о поисках «внутреннего Эльдорадо». Чистота жанра в современном кинематографе давно ушла в прошлое — времена меняются, комедии говорят о серьезном, а приключенческие ленты претендуют на глубину и философское осмысление реалий. Вот и историческая драма «Затерянный город Z» Джеймса Грея, вышедшая в российский прокат, только притворяется экшном, а на деле оборачивается артхаусом с рефлексией главного героя и затянутыми длинными планами, работающими на атмосферу, но не на развитие сюжета.
Волей случая и Королевского географического общества британский офицер Перси Фоссет (Чарли Ханнэм) отправляется создавать топографическую карту в джунгли Амазонии и находит там следы древней цивилизации — глиняную посуду в зарослях у истока реки, где не ступала нога белого человека.
Вдохновившись находкой и загадочными рассказами проводника-индейца, Фоссет уверовал, что в глубине джунглей скрыт город, послуживший прообразом Эльдорадо. Офицер решает посвятить свою жизнь его поискам, а заодно доказать, что колонизаторская политика Англии — зло, потому что «дикари» на самом деле цивилизованнее белых лордов.
При этом, правда, новые друзья Фоссета ходят в набедренных повязках и практикуют каннибализм, но такие мелочи не могут повлиять на научную гипотезу настоящего ученого.
Сначала фильм выглядит классической костюмной драмой: перед нами разворачивается долгая экспозиция жизни Фоссета в Англии и его службы. Потом неожиданно сюжет сворачивает в сторону приключений вроде «Индианы Джонса» — герой путешествует по опасным джунглям в поисках истоков таинственной реки, но в отличие от образцов жанра здесь событийный ряд вял и действия как такового нет.
Далее лента мутирует в подобие «Апокалипсиса» Мела Гибсона, а под конец и вовсе приобретает черты притчи.
У Виктора Пелевина в романе «Чапаев и пустота» есть понятие «Внутренняя Монголия». Это не реальная территория в Китае, а трансцендентальная категория — место или состояние, к которому стоит стремиться всю жизнь, хотя его и невозможно описать словами, равно как и объяснить, чем оно так прекрасно. Вот и главный герой «Затерянного города Z» весь фильм ищет свой «внутренний Эльдорадо».
Правда, если в любой притче мораль открыта и обязательна, то здесь всё теряется в ночном тумане над Амазонией. А был ли на самом деле Эльдорадо? Этот вопрос все герои задают с первой до последней минуты ленты, но ответа на него так и не получают. Такая событийная неопределенность характерна для артхауса, но непростительна для фильма, заявленного как приключенческий экшн со звездами первого ранга в главных ролях. В итоге получилась затянутая история на избитую тему — о вине белой расы перед всеми остальными. Даже Роберт Паттинсон в роли спутника главного героя не украшает картину — его персонаж вышел таким же невнятным и плоским, как все вокруг.
До этого Грей отметился фильмами «Любовники», «Роковая страсть» и «Хозяева ночи», где основной темой были романтические взаимоотношения между героями. В «Затерянном городе Z» любовная линия Фоссета и его жены намечена условно, идет даже не вторым, а третьим планом и до конца не раскрыта. Так может быть, Грею стоило снять просто мелодраму без затей и замаха на притчевость?
В этом фильме есть долгие споры Фоссета и его оппонентов, охота на оленей и зайцев, быт аборигенов, борьба за женское равноправие, участие Фоссета в Первой мировой войне и его встреча с русской гадалкой (ее, кстати, сыграла российская актриса Елена Соловей, известная по фильму «Раба любви») — словом, всё что угодно, кроме собственно затерянного города Z. Видимо, назвав так фильм, режиссер изящно подшутил и над Фоссетом, и над зрителями.
Автор: Анастасия Рогова
За информацию спасибо сайту http://izvestia.ru.