Отмечающий 33-летие актер, продюсер и режиссер Данила Козловский поделился мыслями о женском равноправии, о том, как не решался брать свою возлюбленную на роль в «Тренере» и как годами готовился стать режиссером.
Как вам ваш первый режиссерский опыт? Ожидания и реальность совпали?
— Если говорить о работе на площадке, все было еще лучше, чем я предполагал. 51 день абсолютного счастья. Для меня, во всяком случае. Я даже не смогу вспомнить что-то сложное, если вы меня сейчас попросите. Вот такой скучный ответ.
Сложно командой руководить, а не просто быть ее частью? Конфликтов на площадке не возникало?
— Это живой процесс, где-то были какие-то сложности, где-то люди уставали, я сам уставал, где-то находила коса на камень. Это нормально. Но это были отношения внутри команды, которая предана своему делу и фильму. Поэтому, даже если возникали какие-то сложные моменты, желание было одно у всех: побыстрее все загасить. Нет ничего глупее, чем ссоры. На ссоры тратятся время и энергия.
На выбор спортивной тематики как-то повлияла ваша работа в «Гарпастуме» Алексея Германа-младшего или «Легенде №17» Николая Лебедева? — Нет-нет, мой выбор не имеет к этим фильмам никакого отношения.
Но хотя бы опыт съемок в этих картинах вам помог?
— Опыт съемок — безусловно. В особенности, конечно, в «Легенде №17», потому что я, когда работаю с Колей Лебедевым, всегда стараюсь сидеть рядом с ним у плейбэка (станция на съемочной площадке, где происходит отбор дублей и предварительный монтаж. — Прим. ред.).
То же самое было с Андреем Кравчуком, когда снимался фильм «Викинг». Это большие режиссеры и талантливые люди. Мне всегда интересно, как они работают, общаются, как решают те или иные задачи, проблемы на площадке. И я знал, что рано или поздно это пригодится.
Это не спонтанный, а подготовленный годами шаг. Иначе, прошу прощения, такого уровня сложности кино я бы не снимал. Я знал, куда иду и зачем мне это нужно.
Есть такой момент, что сейчас происходит бум спортивных драм — то же «Движение вверх» недавно вышло. Вы чувствовали, что в этом плане дорожка уже проторена?
— Нет-нет. «Движение вверх» и «Тренер» фактически создавались в одно время. А удачные примеры спортивной драмы до «Движения вверх» — только «Легенда №17» и недавний «Лед». И то «Лед» — нетипичная спортивная драма, и в этом его преимущество. Я сам обожаю спортивные драмы и считаю, что это самый эмоциональный жанр. Всегда сложно найти баланс между видом спорта, про который ты снимаешь кино, и тем, что происходит за пределами спортивной площадки. Мне кажется, любая хорошая спортивная драма — в первую очередь не про спорт. Взять даже, например, прекрасный фильм с Брэдом Питтом «Человек, который изменил все». Там ведь тоже, по большому счету, не про бейсбол, хотя там его очень много. Да и то же «Движение вверх». Это все-таки больше, чем просто про спорт, это про людей.
Вы не боялись жесткой реакции со стороны поклонников футбола?
Конечно, я не мог не думать о том, как все это будет восприниматься. Но, простите меня за наивность, — если веришь в то, что делаешь, нужно делать и не бояться. Я в это верю.
Как вам работалось с профессиональными футболистами? (В «Тренере» снимались Дмитрий Сычев, Евгений Савин и другие.)
— У меня отличный опыт работы с футболистами. Я им безмерно благодарен. Во-первых, это адский труд — впахивать по 12 часов, выполняя довольно сложные футбольные элементы и стараясь для сумасшедшего режиссера, который добивается, чтобы не компьютерная графика рисовала мячи, а чтобы ты сам попадал в ворота с разных дистанций: в девятку, в перекладину. Женя Савин, например, сделал 28 дублей удара головой, забивая свой гол. Они все верили в эту историю и хотели, чтобы у нас получилось.
Вы в «Тренере» — и продюсер, и режиссер, и актер. Что для вас станет основным критерием успеха фильма — касса, реакция зрителей, реакция кинокритиков?
— Конечно, для меня зритель и его реакция важнее всего. Каждый пришедший в зал человек будет делать меня (и всех нас) счастливее. Главный показатель — количество людей, которые увидят наше кино в кинотеатрах.
Вы еще до выхода «Тренера» много говорили о том, что в фильме много масштабных и сложных съемок. Получилось действительно эффектно. В визуальном плане вас вдохновляли какие-то голливудские ленты?
— Что касается съемок футбола, мы сами придумывали с оператором Федей Ляссом свой язык. Экспериментировали с камерами, оптикой, различными операторскими устройствами. У нас во многом схожий вкус к кино, к тому, как должен выглядеть фильм, какими должны быть цвета, композиция, наполненность кадра.
Примечательный момент, что в вашем, казалось бы, «мужском» фильме — два сильнейших женских персонажа (Лара в исполнении Ирины Горбачевой и Варя в исполнении Ольги Зуевой). Расскажите о них подробнее. Например, Лара у вас — президент футбольного клуба. Так изначально задумывалось? Или это некая дань современным тенденциям?
— Это изначально так задумывалось. Во-первых, это интересно драматургически. В основном в кино такие роли отдаются мужчинам. Я подумал: любопытно, чтобы это была женщина.
Я знаю женщин-президентов, некоторых лично. Это красивые, сильные, умные, волевые люди. Во-вторых, я не могу не видеть того, что сегодня происходит в мире — женщины по праву завоевывают свое место в обществе. Завоевывают они его собственными силами — и делают это красиво.
Вы прежде говорили в интервью, что и по поводу Ирины Горбачевой, и по поводу Ольги Зуевой сильно сомневались — долго рассматривали других кандидаток на роли, были какие-то сомнения. Что заставило остановить выбор именно на этих актрисах?
— Ира пришла, и у нее просто были самые точные пробы — с моей точки зрения. При том, что было несколько замечательных претенденток на роль Лары. Но с этой ролью чуть проще, она в общем-то понятный персонаж. Хорошо написанный (прошу прощения, что говорю так о собственном сценарии) — и понятный. С Варей было сложнее, потому что Варя — это не некий собирательный образ любви, как принято говорить. Нужно было найти определенный…
Угол?
— Да не то чтобы угол, нет… определенную интонацию. Определенную нежность, хрупкость — и в то же время силу, ранимость, внутреннюю боль, которая должна быть в человеке, — и ты это считываешь, как только он появляется. Вот, что важно. И это довольно непросто было. Меня в какой-то момент все уже просили утвердить Олю, а я до конца ее не утверждал. К сожалению, очень много времени потерял на глупые размышления по поводу того, как будет восприниматься людьми то, что я утверждаю свою женщину на главную женскую роль, и так далее. К сожалению, — потому что об этих глупостях думать не надо, если веришь в свою героиню.
А не было сложностей с Ольгой из-за того, что до этого вы вместе снимались в ее фильме «На районе», где она была главной на площадке? (Фильм «На районе», который выйдет в прокат осенью 2018 года, — режиссерский дебют Ольги Зуевой, она также выступила как сценарист и актриса, продюсировал и снимался в одной из ролей Данила Козловский. — Прим. ред.)
Никаких сложностей не было. Она все делала профессионально. Оля умеет отделять личное пространство от профессионального. И делает это гораздо лучше, чем я. Ей невероятно идет эта роль, Оля талантливая актриса и вообще талантливый человек. Она сомневающаяся, но очень доверяющая и позволяющая с собой работать актриса. Это важное качество. Я получил удовольствие от нашей общей работы.
Насколько я знаю, Ольга частично переписала сценарий «Тренера» — в частности, некоторые эпизоды, которые касались ее героини.
— Да, она дорабатывала свою линию. Например, она написала полностью сцену с пакетами.
Это действительно классная сцена.
— Спасибо вам большое! Вот эту сцену написала Оля Зуева: я не написал ни строчки. Скоро вы убедитесь в том, что она еще и одаренный режиссер.
А как, кстати, получилось, что вы решили продюсировать ее первый фильм?
Да так и получилось: Оля написала классный сценарий, мне он понравился, я сказал — давай его сделаем. Дальше мы начали над ним работать как продюсеры вместе с моим партнером Рубеном Дишдишяном. И все. А потом там еще роль отличная — я говорю, давай я сыграю эту роль, мне она нравится.
В общем, напросились?
— Напросился, да, а почему нет? Отличная, совершенно неожиданная роль, редкая для меня возможность, Оля мне ее с радостью дала.
В «Тренере» у вас есть игрок по фамилии Додин, названный в честь режиссера Льва Додина, вашего мастера и художественного руководителя Малого драматического театра — Театра Европы, где вы служите. Понятно, что он занимается театром, а там своя специфика. И все же, вы говорили, что ориентируетесь во многом на Николая Лебедева и других режиссеров, с которыми работали, а что насчет Льва Додина?
— Конечно. Вообще, все, что я начинаю осваивать в режиссуре, если я могу так говорить, — это школа Додина. И тут дело не в театре. Специфику кинопроизводства я понял на площадке. Как здорово сказал Джаник Файзиев: «Быть актером – это отличная режиссерская школа». Я вижу сам процесс изнутри, в полях, что называется. Я научился некоторым вещам, работая с хорошими режиссерами нашей страны (и не только нашей). А то главное, что невозможно объяснить двумя словами — скажем, работа над собственным авторским высказыванием, работа с артистами, — мне дал Додин. Он дал мне понимание профессии режиссера. У нас и курс был актерско-режиссерский. И актеры, и режиссеры, все учились всегда вместе.
Банальный вопрос, но все же — собираетесь еще сами снимать?
— Да, конечно. Уже есть проекты. Режиссура — это же не случайный шаг, как я уже говорил. Подготовленный задолго следующий этап. Я основал свою компанию DK Entertainment, в ее пакете уже несколько проектов, которые мы развиваем.
За информацию говорим спасибо сайту kino.mail.ru.
Данила Козловский: «Я знал, куда иду и зачем мне это нужно»
|