В давние времена самонадеянный и шкодливый полубог Мауи украл сердце богини Те Фити, великой прародительницы островов Тихого океана. C тех пор по миру распространяется проклятие, убивающее все живое в воде и на суше. Чтобы спрятаться от напасти, жители архипелагов поселились на далеком острове и отказались от мореплавания. Но когда проклятие все же добралось до острова, океан избрал юную дочь вождя Моану, чтобы та нашла Мауи и вернула Те Фити сердце.
«Больше принцесс, хороших и разных!» – следуя этому принципу, аниматоры Walt Disney не довольствуются западными героинями вроде Золушки и Белоснежки и осваивают мифы и легенды всего человечества. В этом году телевизионные зрители получили от диснеевцев латиноамериканскую принцессу Елену Авалорскую (или Елену из Авалора), а посетители кинотеатров – полинезийскую дочь вождя Моану. Это оригинальная, не позаимствованная из мифологии героиня, но ее волшебный мир и ее приключение вдохновлены аутентичными тихоокеанскими преданиями.
Главная прелесть «Моаны» – это как раз погружение в экзотичную и чарующую вселенную, далекую от российских берегов. Сперва мультфильм изображает жизнь, работу, танцы, обряды древних полинезийцев на тропическом острове, а затем отправляет Моану в мир причудливых монстров, населяющих архипелаги и глубины океана. В определенный момент героине даже приходится спуститься в тихоокеанский вариант преисподней, чтобы помочь Мауи вернуть его волшебный рыболовный крюк, без которого полубог не может сражаться и колдовать.
Другое дело, что безбрежность океана делает приключение Моаны менее насыщенным, чем, например, приключение Джуди в «Зверополисе». В новом мультфильме немало сцен, где Моана и Мауи просто плывут по спокойной воде, препираясь из-за нежелания полубога спасать человечество, которое не отплатило ему благодарностью за многочисленные подвиги. Всех значимых персонажей «Моаны», включая отца, мать и бабушку героини, которые участвуют лишь в завязке сюжета, можно пересчитать по пальцам рук, и все пальцы задействовать не придется. Поскольку это первое диснеевское обращение к тихоокеанской мифологии и поскольку лента идет сто с лишним минут, можно было надеяться, что сценаристы включат в сюжет больше событий и больше колоритных второстепенных героев.
Также можно было надеяться, что квест Моаны окажется сложнее, чем он в результате получился. Парадоксальным образом большая проблема мультфильма состоит в том, что лента взваливает на плечи девочки непосильную задачу. Юная полинезийка, впервые в жизни вышедшая в открытый океан, не может преодолеть огромное расстояние, «построить» своенравного полубога и победить гигантское вулканическое чудовище, которое встает у Моаны на пути, когда девушка пробивается к телу Те Фити. Поэтому мультфильм вынужденно подыгрывает героине. Он наделяет ее могучими союзниками (на стороне Моаны сам Тихий океан!), обеспечивает ей всю необходимую моральную поддержку и настолько упрощает финальное противостояние, что, кажется, героиня прекрасно обошлась бы без Мауи и без его закидонов.
Конечно, Моане все равно приходится применить смекалку и проявить героизм. Но она проигрывает сравнение с Джуди из «Зверополиса» и Анной из «Холодного сердца», на стороне которых нет ни богов, ни родителей, ни статуса «избранной». Они просто решают и действуют, вербуя помощников, а не получая их с самого начала пути. Да, «избранничество» – традиционный жанровый ход. Но зачем его применять, если многие диснеевские героини отлично без него обходятся?
Кроме того, Моана начинает свое приключение столь идеальной девушкой, что ей по ходу действия не приходится выучить никакой житейский или эмоциональный урок. Она лишь осваивает искусство мореходства, которое ей понадобится только после завершения картины, поскольку океан не позволил бы, чтобы героиня сбилась с пути по дороге к Те Фити. Чувствуется, что политкорректность мешает наделить «небелую» героиню хотя бы теми недостатками, которые есть у Джуди, Анны или Ванилопы из «Ральфа».
Наверно, это завоевание с точки зрения полинезийцев, не привыкших видеть своих представителей в главных героических ролях в голливудском кино. Но повествование страдает от трусости сценаристов, которые не дают Моане измениться и прыгнуть выше головы. В чем, собственно, и состоит главная художественная задача начинающего героя. Это тем более странно, что Мауи как раз по ходу повествования меняется и прыгает выше головы. Что, по законам искусства, делает его более важным героем, чем Моана. Это не очень удачное сценарное решение.
Не вполне впечатляют и многочисленные песни «Моаны». Как и «Холодное сердце», мультфильм продолжает традицию рисованных мюзиклов, но его композиции слабее, чем Let It Go. Причем слабость песен «Моаны» не в музыке, а в эмоциях, которая эта музыка выражает. Так, главная песня Моаны How Far I'll Go – это констатация того, что героиня предпочла бы странствовать по океану, чем быть вождем на суше. Как песня о смутном желании может сравниться по мощи и эмоциональности с песней Эльзы, в которой героиня переживает трансформацию из принцессы в Снежную королеву, или с песней Анны For the First Time in Forever, где принцесса предвкушает свой первый взрослый бал, который вот-вот начнется? С другой стороны, гимн полинезийских мореплавателей We Know The Way, песня Мауи You're Welcome или исполняемая одним из злодеев Shiny – просто ритмичные и энергичные праздники самовосхваления. Они сильны по меркам любой другой студии, но не Walt Disney, которая может лучше.
С другой стороны, графика и анимация «Моаны» красочны, грандиозны и технически безупречны, юмор остроумен (правда, одна туалетная шутка в картину все же просочилась), герои исключительно обаятельны, а повествование уместно пафосно и эпично. Это определенно достойное произведение – просто не столь совершенное, как избаловавшие нас недавние суперхиты Walt Disney.
С 1 декабря в кино.
За информацию спасибо сайту https://www.film.ru.
Рецензия на фильм "Моана": Просто добавь воды!
|