Какой была первоначальная задумка или картинка, что натолкнула вас написать этот фильм?
Изначально задумкой был персонаж. Я представил эту девушку, которая скучала на своей унылой, разочаровывающей, вызывающей отторжение работе и которая нашла защиту и утешение в мире своего воображения. Затем, в процессе написания, я также понял, что это история взросления. А когда понял, что она повествует и о ком-то, кто восстанавливается после разрушившей его утраты, у нее появился смысл. Эта девушка потеряла половинку себя и должна снова стать целой.
Как давно вы начали писать эту историю?
Я набросал кое-какие идеи и однажды, несколько лет назад, просто сел, чтобы решить, есть ли у этого потенциал.
Это случилось в тот же день, когда вы впервые встретились с Кристен Стюарт, или позднее?
Ну, полагаю, персонаж существовал еще до Кристен, но я также думаю, что именно она дала этой героине жизнь. Мы работали над фильмом «Зильс-Мария», и я понял, какая она уникальная актриса, и по какой-то таинственной причине мы оказались на одной волне. И я надеялся, что мы сможем испытать ее. Возможно, причина, почему я никак не мог дописать «Персонального покупателя», заключается как раз в том, что у меня не было актрисы. Для нас обоих этот фильм был о поиске пределов. И теперь, после окончания работы над ним, могу сказать: я понятия не имею, до куда простираются ее границы.
Я видел, как вы взаимодействуете. Кажется, вы действительно нравитесь друг другу и чувствуете себя очень комфортно вместе.
Да, все именно так.
Что насчет вашей дружбы и сотрудничества, которые так успешно работают?
Думаю, я был единственным режиссером, который дал ей больше пространства и свободы. Когда мы работали над «Зильс-Марией», я был тем, кто сказал Кристен: «Быть собой — это хорошо». Для меня она не была кинозвездой, хоть ее имя и помогло мне с финансированием фильма. Меня Кристен интересовала как человек, и мне понравилось, что она работала полностью на уровне инстинктов.
Она сказала, что этот фильм был очень тяжелой работой для нее, но она действительно поняла свою героиню.
Думаю, она поняла мой сценарий лучше меня самого. Я подшучиваю, но в то же время более чем серьезен. Например, я написал сценарий очень быстро и хотел незамедлительно начать его снимать. А Кристен продолжала мне говорить: «О, нет, я буду работать над фильмом Вуди Аллена («Светская жизнь») летом, и мне действительно нужно подготовиться к съемкам». И я подумал: «Кристен, тебе не нужны месяцы, чтобы подготовиться к фильму Вуди Аллена».
Но я согласился, и мы отложили начало работы, пока она не закончит съемки в фильме Вуди Аллена, который, между прочим, я очень полюбил. Но как только мы начали снимать, я понял процесс ее подготовки. И он поразителен. Ей необходимо было время, чтобы увязать воедино скорбь, тревогу и найти себя в каждом эпизоде, где фигурирует ее персонаж. Я полностью осознал, что ей нужно все это дополнительное время, о котором она говорила. И в этом смысле Кристен куда мудрее меня.
В чем заключается ваше сотрудничество, когда вы находитесь на съемочной площадке?
Как ни странно, но на деле мы очень мало говорим. Все происходит на уровне интуиции. Мне нравится обсуждать проделанную работу, когда все уже закончилось, потому что только по завершении процесса я обретаю некий смысл. Пока фильм в процессе создания, все это куда сырее. И Кристен действует так же. Я не провожу репетиции. Я не объясняю. В работе с Кристен она сама приходит ко мне и говорит: «Мне нравится этот момент» — а я в ответ: «Очень хорошо, тогда давай попробуем развить его». У нас весьма спорный стиль работы.
Полагаю, это забавно. Когда мы обсуждаем фильм с журналистами или даем совместное интервью, я думаю, что говорю ей куда больше того, что мог сказать за все время съемок. Я считаю, что слова только запутывают, создают сложности тому, что мы делаем на съемочной площадке. Чем больше говоришь — тем больше портишь процесс.
Чувствуете себя странно, разговаривая о фильме без нее?
В каком-то смысле, да. Кажется, будто я присваиваю что-то из совместно проделанной работы. Все мои фильмы снимались благодаря моим актерам, но я надеюсь, что зрители поймут, насколько этот фильм действительно обязан Кристен. В определенном роде он был вдохновлен ею, отчасти, потому что мы работали вместе над «Зильс-Марией» и я уже был с ней знаком.
И я понял, что между нами существует некоторая связь, нечто, происходящее между нами двумя. Я имею в виду, что мы определенно из разных поколений и не одного происхождения, но мы что-то вроде брата и сестры — наше взаимодействие мне видится такой параллелью. Я действительно хотел расширить горизонты нашей работы. И потому я сел и начал писать эту историю, которая повествует о молодой американской девочке. И мое знание того, какие они, молодые американки, основан на Кристен. Так к этому и пришло.
Вы уже рассматривали семейную драму, как предмет для развития в фильме, в своей замечательной картине «Летнее время». Но откуда появилась идея добавить сюда элемент триллера? В «Персональном покупателе» iPhone использовали в качестве доски уиджа (прим.пер.: «Говорящая доска», «Доска Дьявола» или «уиджа» (англ. Ouija board) — доска для спиритических сеансов вызова душ умерших с нанесёнными на неё буквами алфавита, цифрами от 1 до 9 и нулём, словами «да» и «нет» и со специальной планшеткой-указателем). Это поразительно.
Дело в том, что героиня Кристен одинока с самого начала. Ее пробуждает только нарушение закона, что-то запретное. Я думаю, что она принимает и понимает это, но в то же время борется с этим. И также это фильм об одиночестве.
Мне понравилась идея о мире призраков, в котором мы живем, который показан через текстовые сообщения в фильме, а также через общение с кем-то, находящимся по ту сторону, с кем-то, кого мы не знаем. Мне нравится идея, что ее одиночество приобрело форму и обосновалось в мире современного общения. Мне понравился этот ход в художественном определении, но я также думаю, что это очень странно — то, как изменилась наша жизнь. Инструменты, которые мы используем для коммуникации друг с другом, изменили наш мозг, наш образ жизни и то, как мы сообщаемся между собой. Это важная ступень в эволюции современного человечества.
Что нужно учесть зрителям во время просмотра «Персонального покупателя»? Люди могут не знать, что в фильме присутствуют элементы сверхъестественного.
Это правда, но я думаю, что в моих фильмах всегда имели место быть призраки. Между известным и неизведанным всегда есть двери. Единственное, что зрители должны иметь в виду, — то, что они не получат ответы на все вопросы. Полагаю, что фильмы больше порождают вопросы, чем дают ответы. Фильмы на протяжении всей жизни помогают мне думать о мире и подвергать сомнению человеческий опыт. Надеюсь, я разделю это со зрителями.
Перевод выполнен Madlen специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Интервью Оливье Ассайаса с Entertainment Weekly
|