Когда Кристен Стюарт продолжила карьеру после «сумеречной» франшизы, она обратилась к умудрённому опытом французскому режиссёру Оливье Ассайасу. Этот тандем создал знаменитый фильм «Зильс-Мария» и новую ленту – «Персональный покупатель», которую покажут на кинофестивале в Глазго. Похоже, всё началось с прекрасной дружбы – так сказал режиссёр журналисту Алистеру Харкнессу.
Блокбастерный успех, достигнутый на заре карьеры, может преследовать актёра. Вслед за «Титаником» Леонардо ДиКаприо пришлось сняться в трёх фильмах Мартина Скорсезе, чтобы зрители поняли очевидное: ДиКаприо – лучший американский актёр своего поколения. Переоценка Кристен Стюарт происходит прямо сейчас благодаря её сотрудничеству с опытным французским режиссёром авторского кино Оливье Ассайасом. После «Зильс-Марии» в 2014 году, за который Стюарт – первая из американских актрис – получила премию «Сезар» (французский аналог «Оскара»), а сейчас «Персональный покупатель» успешно помогли актрисе изгнать дух «Сумерек».
«Чувствую себя крайне везучим, имея возможность поработать с Кристен на данном этапе её карьеры. – Подтверждает Ассайас на нашей встрече в Лондоне, где мы обсудили «Персонального покупателя», который, как и типичный фильм о киноиндустрии «Зильс-Мария», представляет собой некое лукавое размышление о столкновении звёздной болезни с реальностью (хотя на этот раз фоном идёт индустрия моды). – «Эти роли завязаны на личности Кристен. Она кинозвезда большой величины, при этом очень открытый и простой человек – мне очень хотелось увидеть эту сторону и помочь Кристен чётко выразить её. Полагаю, поэтому я создал этих двух персонажей под неё».
Хотя эти фильмы – самостоятельные истории, они связаны тем, что в обеих картинах Стюарт играет ассистентку состоятельных, райско живущих знаменитостей. Валентина в «Зильс-Марии» и Морин в «Персональном покупателе» – продолжение одна другой, части невидимой и очень реальной сети третируемых персональных помощников, чьи способности контролировать каждый шаг личной и профессиональной жизни известных богатых людей поддерживают иллюзию, что такой потусторонний и желаемый стиль жизни доступен простым смертным – если вообще – только через этих молодых гиперэффективных посредников.
В «Персональном покупателе» Ассайас усилил загробный аспект, превратив фильм в своеобразный ужастик. Вдобавок к работе персональным покупателем для избалованной, гуляющей манекенщицы Морин является медиумом, одержимым идеей наладить связь со своим мёртвым братом, и подрабатывает экспертом по паранормальным явлениям. Если на бумаге это выглядит посредственно, то использование жанровых элементов в этаком натуралистичном фильме делает его довольно жутким на экране.
«Хоррор позволяет мне выразить то, что нельзя передать, не задействуя эти элементы», – поясняет Ассайас, баловавшийся с этим жанром раньше в прославленной драме об экранизаторстве «Ирма Веп» (1996).
«Для меня жанровые элементы создают некую осязаемую или эмоциональную связь со зрителем. Когда в первом кадре фильма появляется Кристен, входящая в тот дом с привидениями, вы находитесь с ней и физически ощущаете её чувства. Это добавляет ещё одно измерение».
В то же время Ассайас настаивает, что не заинтересован в создании «фильма ради фильма».
«В итоге ужастики – это фильмы ради фильмов. Я так не работаю. Жанровые элементы сродни дверям в другой мир: они не должны засорять фильм».
Действительно, в самом впечатляющем кадре ленты не появляются призраки, но присутствует продолжительная переписка, которая наносит эффектный удар своей будничностью.
«На мой взгляд, текстовые беседы обладают занятным напряжением, – кивает Ассайас. – Они по-своему интригуют. Слова подобраны точно, и часто чем короче, тем лучше, чем жёстче, тем лучше. Для меня вопрос стоял следующим образом: как перенести это в фильм и использовать в качестве драматургического инструмента, столь мощного, сколь гипнотические экраны наших телефонов?»
Увлечённость Ассайаса тем, как фильм пересекается с реальностью, заглавная тема многих его проектов, будь то переходное состояние в вышеупомянутой «Ирме Веп», или футуристическо-технологические размышления в его культовой диковинке «Демон-любовник», или развеивающем мифы эпичном мини-сериале «Карлос», или автобиографические выкрутасы в изучении студенческого радикализма в «Что-то в воздухе». Во многих его фильмах герои смотрят, снимают или говорят о кино. В «Персональном покупателе» Ассайас осовременивает это, вставляя фильм в фильм в виде ютубных клипов о Викторе Гюго, интересовавшегося миром теней. По словам режиссёра, это сарказм над поисками Морин, который к тому же отражает, как ролики размечают нашу сегодняшнюю жизнь, удлиняют наши разговоры и даже помогают нам познавать мир.
«Это новый статус изображения. Вы снимаете фильм, и ни с того ни с сего появляется ютубный ролик, который пытается представить современный мир, что становится важным средством общения».
Будучи бывшим критиком для «Кайе дю синема» (Cahier du Cinema) – легендарного французского журнала кино, в числе авторов которого были Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, – Ассайас принадлежит замечательной французской школе кинорежиссёров, которые провели много времени за написанием, обдумыванием и теоретизированием кино для совершенствования собственного вклада в эту форму искусства. Хотя со слов Ассайаса это было давным-давно, он до сих пор видит ценность в теории кино, недолюбливая режиссёров, заявляющих, что следуют чутью, и не образованных в своей области.
«Мне бы не хотелось оказаться в таком положении», – говорит Ассайас.
С этой точки зрения он не уверен, что смог бы работать в Голливуде. Вообще-то, он скорее возненавидел бы его. Перед «Персональным покупателем» Ассайас должен был снимать «Глаз идола» – исторический фильм о грабеже с Робертом Де Ниро. Всё рухнуло за сутки до старта съёмок.
«Я усвоил, насколько чужд мне голливудский мир. Экранизаторство должно быть в радость, а вся та система стремится изгадить тебе жизнь».
Снял бы он фильм теперь?
«Непременно. Полезен любой опыт, расширяющий список моих режиссёрских приключений».
Похоже на правильную философию: «Глаз идола» воскрес. Во главе со Сильвестром Сталлоне.
Показы «Персонального покупателя» на Кинофестивале в Глазго состоятся 18 и 19 февраля 2017, в национальный прокат фильм выходит 17 марта.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Оливье Ассайас о работе с Кристен Стюарт в «Персональном покупателе»
|