Оливье Ассайас никогда раньше не слышал термина «ghosting (играть в призрака)». Вы могли бы подумать, что кто-то сказал ему об этом между нынешним и прошлогодним Каннскими кинофестивалями, так как в его новом фильме «Персональный покупатель» играет Кристен Стюарт, героиня которой буквально погружена в призрачную игру. То есть, она оказывается втянутой в безумное, вуайеристское, угрожающее и сексуально заряженное общение с призраком, который, возможно, является ее мертвым братом-близнецом. Как бы это странно ни звучало, благодаря яркой Стюарт магнетическим образом это удалось показать на экране. Под преданным взглядом Ассайас его ведущая актриса надевает красивую одежду и соответствует его модному вкусу, разгадывая эту пугающую загадку.
Оливье Ассайас работал со своей новой музой уже во второй раз. В 2015 году за роль личного помощника героини Джульетт Бинош в «Зильс-Марии» Кристен Стюарт получила престижную награду «Сезар» (французский аналог «Оскар»), став первой американской актрисой, получившей ее. «Персональный покупатель» - гораздо более смелый и экспериментальный поворот для Кристен Стюарт, которую Ассайас считает больше соавтором, чем актрисой. И поскольку это фильм Оливье Ассайаса, он не дает нам четких ответов на его загадки XXI века. Режиссер не раскрывает жанр картины: будет ли это фильм ужаса или триллер, или история взросления (даже предварительный монтаж непохож на то, что вы когда-либо видели раньше), не раскрывает подробностей общения с медиумом, используя его ощущения, как вдохновение для призрачных сцен и съемку длинных переходов назад и вперед на iPhone. В преддверии выхода фильма мы встретились с приветливым французским режиссером, чтобы поговорить о его новом фильме, смс-этикете и работе с Романом Полански.
«Vice»: Фильм - это нечто большее, чем просто причудливая одежда и смс-общение, но я выгляжу глупо, когда пытаюсь описать его. Были ли у вас проблемы с видением сюжета перед съемками?
Оливье Ассайас: Ну, не совсем. Кристен Стюарт подключилась практически сразу, и мы снимали этот фильм на очень небольшой бюджет, в диапазоне от 5 миллионов долларов. Если бы мне пришлось пропихивать проект, я был бы в беде.
Вы видели картину «Она»? Это напомнило мне о том, как женщины справляются с горем или потерей, и как иногда это совершенно непонятно остальным людям.
Да, я видел фильм «Она». Считаю, что лента, в конечном счете, именно о том, о чем вы говорите. Это действительно чужая история взросления или просто о том, как через горе снова становишься самим собой. Я использовал различные эмоции: беспокойство, страх, все, чтобы помочь аудитории разделить эти самые основные чувства. Затем я попытался передать это через элементы жанра.
Вам не странно, что люди только после ваших фильмов начинают писать о Кристен Стюарт, что «оказывается, она на самом деле хорошая актриса»?
Я всегда любил ее. Не знал, как далеко мы могли бы пойти вместе. Я видел ее в первом фильме саги «Сумерки», в ленте «В диких условиях», и она потрясающе играла. И мне также она очень понравилась в роли молодой Джоан Джетт в «Ранэвэйс». По-моему, она очень четко показала панковскую энергию. Я всегда считал ее особой актрисой. Как далеко она могла зайти, я понятия не имел. Мне стало это ясно, когда мы снимали «Зильс-Марию». Я понял каждую крошечную вещь, которую Кристен должна была сыграть. Она просто превратила все в нечто совершенно кинематографическое. Не думаю, что открыл Кристен. Это действительно ее талант и упорный труд, но по-моему, я был правильным человеком в нужный момент, потому что смог сказать ей, что нормально быть собой. Правильно, это гораздо более странный материал. Да, сцена, в которой она примеряет одежду, была предложением Кристен. Я сказал ей: «Не волнуйся, просто не торопись, играй, как хочешь, а я отредактирую». И затем, когда увидел, что она делает, подумал: «Боже мой, я не собираюсь ничего менять». Она делала нечто из каждого движения. Я имею в виду то, что Кристен как танцор. У нее также есть очень точное понимание того, насколько сексуальным может быть момент. И она блестящим образом контролирует каждый момент. Вы знаете термин «играть в призрака»?
«Играть в призрака»? Нет.
Хорошо, скажем, что вы встречаетесь с кем-то и переписываетесь с ним или общаетесь, затем ваш партнер внезапно прекращают разговаривать с вами. Это то, что называется «играть в призрака». По-моему, вы в вашем фильме переводите «игру в призрака» на новый уровень.
Ах да, да, да. Я не знал этого термина, но мне нравится идея драматического обмена смс-ками. Особенно, когда это связано с какой-то странной сексуальной игрой, понимаете? Мне нравится идея сцены соблазнения с кем-то, кого вы не знаете, но можете фантазировать. И поэтому мне нравится идея, что героиню затащили в ситуацию, которая связана с физическим или сексуальным желанием, или тем как вы это называете. С человеком, который является просто абстрактной сущностью, и это может быть мальчик или девочка. Вы решили включить подтверждение прочтения, что часто считается грубым. Я думаю, это прекрасно для призрака. Вы думали об смс-этикете?
Ну, в конечном итоге я хотел захватить сложность этой конкретной формы общения. Думаю, у меня видение было на уровне интуиции, но я не понимал этого, пока мы не стали снимать фильм. Когда я приступил к монтажу, то внезапно осознал, что всякое крошечное сообщение может нести любую смысловую нагрузку. Люди так привыкли к общению через текст. Этот опыт мы все разделяем... каждый крошечный нюанс того, как вы отвечаете или не отвечаете, или задерживаете ответ. Я хотел иметь возможность воспроизвести на пленке сложность этого языка.
Вы используете компьютерную графику для создания призрака, что, очевидно, не является вашим обычным режиссерским приемом. Как вы снимали эту сцену, чтобы получить именно то, что хотели?
Это был сложный процесс. Я не хотел связываться с современными специальными технологиями. Мне хотелось использовать что-то более необузданное, суровое, например, спиритическая фотография в конце ХIХ века. Они использовали фотографию, дабы воспроизвести то, что себе представляли во время сеансов. Поэтому я использовал такую фотографию и описание медиумов того, что они видели во время сеансов. По-моему, в конечном итоге то, что мы показываем на экране, ближе к тому, как выглядели духи в воображении медиумов.
Перевод выполнен redwitch специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Оливье Ассайас рассказал «Vice» о «Персональном покупателе» и Кристен Стюарт
|