С 16 января в российском прокате новая работа режиссера и сценариста Роберта Эггерса («Ведьма») – «Маяк» (The Lighthouse). Этот маленький черно-белый фильм ранее вышел в США, собрал там 11 миллионов долларов и попал, кажется, во все топы лучшего за год.
Критики выражают единодушный восторг, режиссер отхватил приз Каннского фестиваля, а вот с номинациями на «Оскар» картину лихо прокатили – ни Эггерсу, ни одному из двух прекрасно проявивших себя актеров, ни композитору статуэтка совершенно точно не достанется. Правда, операторскую работу все-таки отметили.
В любом случае все мы знаем «Оскар» как чрезмерно политкорректную и донельзя попсовую премию – что во много объясняет отсутствие «Маяка» в числе ее фаворитов в этом году. Дело в том, что, при всех своих достоинствах, «Маяк» – это очевидное кино «не для всех».
В основу сюжета лег рассказ Марка Эггерса, брата режиссера. История сама по себе проста: есть удаленный от мира маяк и есть два смотрителя, молодой (Роберт Паттинсон) и старый (Уиллем Дефо), которые медленно, но верно сходят с ума, неся на этом маяке долгую вахту. Собственно, на этом и все – используя скелет истории, режиссер нанизывает на него «мясо» деталей, превращая средней руки хоррор-триллер в стилистически безукоризненное артхаусное авторское полотно, отдельные сцены которого воспроизводят картины разных художников, герои распевают старинные морские песни, бухают по-черному, занимаются онанизмом, всячески сублимируют и уходят в затяжные трипы, то ли взаправду, то ли в бреду сталкиваясь с чем-то лавкрафтианским.
Роберт Эггерс глубоко проработал все возможные мелочи, дотошно выстроил каждый кадр, замучил актеров долгими репетициями – в общем, доказал, что его по праву считают одним из самых талантливых современных молодых кинематографистов. Ценители высокохудожественного, умного и атмосферного кино просто обязаны увидеть эту картину. Но вот если вы хотели бы чуточку поразвлечься...
Одна из теорий касаемо скрытых смыслов этого фильма гласит, что герои Паттинсона и Дефо – это один и тот же человек, страдающий раздвоением личности. Сам режиссер в одном из интервью предложил расценивать «Маяк» как интерпретацию древнегреческих мифов и, в частности, мифа о Прометее: мол, герои это боги (Протей, сын морского бога Посейдона, и, собственно, Прометей), маяк – божественный Олимп, свет маяка – божественный огонь, а чайки – эквивалент орла, клюющего печень наказанного богами Прометея. Сложно не усмотреть в дуэте героев аллюзий на взаимоотношения отца и сына, борьбу двух мужских характеров и, как лично мне кажется, тему содомии.
Прямо на это ничто в сюжете не указывает, однако картина Эггерса полна внутренней сексуальной энергетики, периодически прорывающейся на экран то в сцене мастурбации, то в образе русалки, преследующем героя Паттинсона, то в его странном танце со своим престарелым компаньоном. Да и чисто визуально образ маяка можно и нужно рассматривать как фаллический символ. Время действия – конец 19 столетия, место и морская тематика (на флоте, если кто не в курсе, за содомию в те времена морякам грозило повешение) – все это вновь и вновь намекает на скрытые гейские мотивы. Опять же – двое половозрелых мужчин долгое время (недели и месяцы) остаются наедине... Ну конечно, им даже не нужно быть «голубыми», чтобы между ними возникло сексуальное напряжение.
Штука, однако, в том, что все эти и многие другие смыслы и аллюзии, которые можно при желании обнаружить в «Маяке», суть – классическое «искусство ради искусства», вещь в себе. Это не плохо, это просто констатация факта.
Если же вы в принципе хотели какого-либо развлечения, то смело идите мимо «Маяка». Это абсолютно не «оскаровское», совершенно не попсовое кино, аудиторией которого являются эстеты и критики. И ценители мрачной атмосферы, которым красоты, стиля и мрака вполне достаточно, чтобы получать удовольствие. Любого иного зрителя «Маяк» не увлечет и не запугает, а лишь запутает и нагонит скуку.
За информацию благодарим сайт horrorzone.ru
«Маяк» – лучший фильм года? РЕЦЕНЗИЯ
|