Бэтмен: эстетика вторичности от лучших профессионалов Голливуда
В российских кинотеатрах после паузы, которая МХАТу и не снилась, вышел «Бэтмен» режиссёра Мэтта Ривза. Для всех, кто не поддался соблазну посмотреть пиратские версии, прерываемые рекламно-букмекерским ором, показ на экранах IMAX станет, безусловно, событием. Картинка – главное из немногочисленных достоинств этой тяжеловесной и не самой изощренной картины.
Первыми мрачными сценами, в которых читается оммаж «Хранителям», пока за кадром звучит практически роршаховский монолог, Мэтт Ривз заявляет себя крепким ремесленником, который знаком с матчастью, может красиво облицевать фасад, но к фундаменту истории о Человеке-летучей мыши не полезет – то ли из осторожности, то ли от творческого бессилия.
Погони на машинах, выписывающих пируэты в кольцах огня, эпичные падения из–под потолка, искусственные цунами… Понятно, что режиссёр уважает не только Зака Снайдера, но и Майкла Бэя. И, позаимствовав некоторые технические приёмчики, откровенно перещеголял обоих громоздких мэтров по части вкуса.
Увы, терпкий аромат свежих технических решений перебивается чесночным душком вторичности от всего остального. Стильный гранжевый Бэтмен в исполнении подкачавшегося, но не успевшего просушиться Роберта Паттинсона под величественный гул духовых обладателя «Оскара» Майкла Джанкино предсказуемо перемещается по ключевым локациям в поисках совсем не пугающего Загадочника Пола Дано, который голосом косплеит Бэйна Тома Харди, а манерой общения – Джокера Хита Леджера.
Плавая в стилистической проруби где-то между буффонадой Бёртона и гиперреализмом Нолана, творение Ривза подобно описанному в «Залечь на дно в Брюгге» «Тоттенхэму» не опускается в водоросли, но и на поверхность не выглядывает. Примитивная детективная интрига, украшенная добротными актерскими работами, среди которых выделяется абсолютно неузнаваемый в гриме Пингвина комичный Колин Фаррелл, утыкается в кондовое морализаторство.
Ответив старым добрым насилием на озлобленность исключенных их жизни «маленьких людей», как всегда инфантильный Бэтмен порефлексировал в черно-белом спектре об «отцах», закрутил ультра-короткий роман с Женщиной–кошкой Зои Кравиц – да и растворился во тьме.
Лучом света из этой темноты лишь однажды выглядывает Загадочник, парируя (хотя и не напрямую) неуместный тезис о пресловутых «привилегиях белых» и заявляя, что цвет у привилегий – зеленый, как всем известные банкноты. Разумеется, крамольную мысль о замалёванном гендерными и расовыми красками конфликте между бедными и богатыми можно вложить лишь в уста психопата и террориста.
Социальный контекст в новом «Бэтмене» столь же незначителен, как и остальная «начинка». Гора из выдающихся артистов, ещё одного оскароносца, оператора Грега Фрейзера, команды сценаристов родила пусть летучую и с очень красивыми красно-черными крылышками, но все-таки мышь.
Погрязнув в цитатах, начиная с музыкальных отсылок в заглавной теме к «Имперскому маршу» и Бетховену, и заканчивая разъезжающимися на перекрестке, словно Вин Дизель с Полом Уокером, Паттинсоном и Кравиц, Мэтт Ривз завернул в изумительную конфетную упаковку несколько иную коричневую субстанцию. Нет, не ту, что вы подумали. Речь, скорее о гематогене. У этой сладости тоже есть свои фанаты. Например, некоторые кровососущие из отряда рукокрылых.
Оценка – 2,5 из 5
За статью благодарим сайт Российская газета
Красное на черном
|