Внутри тесного пресс-корпуса в шикарном ресторане «Majestic Beach» организованный хаос – правило: репортеры, фотографы, публицисты, визажисты и ассистенты, а также бесчисленные статисты, как спутники вращаются вокруг пылающего солнца знаменитости.
В одном углу сидит Джефф Николс, режиссер «Лавинг», и беседует с группой журналистов. В другом – позирует для группы фотографов, выглядя при этом апатичной и отстраненной, Кристен Стюарт – актриса, посетившая фестиваль этого года с очень разными, но одинаково впечатляющими ролями в фильмах Вуди Аллена «Светская жизнь» и Оливье Ассайаса «Персональный покупатель».
Однако в разговоре с 26-летней Стюарт не происходит ничего подобного. Оживленная, увлеченная и неравнодушная, когда чувствует симпатию к теме, становится кинематографически истинно верующей, увлеченной искусством кино и способами, которыми надеется внести в него свой вклад.
«Для меня это удачный поворот. Я, определенно, пожинаю плоды, – говорит Стюарт о своей двойной игре. – Это просто фантастика: я заставляю себя присутствовать, чтобы почувствовать это, по-настоящему насладиться».
Учитывая, что неделю назад «Светская жизнь» открыла фестиваль, а показанные позже «Персональный покупатель» не сходит у всех с уст, как не поддающийся классификации фильм, который получал как свист, так и овации на сменяющих один другого показах. (Отвечая на пресс-конференции фильма на вопрос о реакции, Стюарт беззаботно сказала: «Эй, букали не все».)
История молодой американской женщины в Париже, которая работает личным покупателем у богатой знаменитости и пытается установить духовный контакт с недавно умершим братом-близнецом, это – атмосферный, неожиданно вовлекающий фильм, частично – жуткая призрачная история, частично – триллер, частично – взрослая драма, а ко всему прочему присоединилось и дополнилось отлично исполненное выступление Стюарт.
«Персональный покупатель» – второй ее фильм с ведущим французским режиссером Ассайасом: первый – «Зильс-Мария» принес Стюарт за роль второго плана премию Сезар, французский аналог Оскара. Она стала первой американской актрисой, выигравшей французскую награду, и эта реальность до сих пор приводит ее в замешательство.
«Это как выстрел в голову, я не могла в это поверить, – вспоминает Стюарт. – Тот факт, что я не отсюда, это история вытащенной из воды рыбы, как пить дать. И это говорит о том, что здесь важно».
«В Штатах мы удостаиваем почестей за намного более экстремальные действия: фильмы о раке, бритых головах, людях, которые теряют много веса или же набирают его... Это кажется чем-то большим, чем кинематографическая культура – киноиндустрией».
«Здесь, – продолжает она о французском кинопроизводстве, – они поддерживают контакт с тем, что мы раньше делали в 1970-х: фильмы, которые наводят на размышление». Хотя она определенно не против сняться в еще одном голливудском блокбастере, подчеркивает, что «это должно быть с правильными людьми. Оно должно того стоить».
Определенно, для Стюарт того стоит работа с Ассайасом, режиссером, с которым она создала особенно близкую творческую связь. «Для него нет никакого ярлыка, – говорит она, – трудно подобрать слова… рядом с ним я чувствую себя заметной. Чувствую себя понятой – действительно необходимое ощущение между актером и режиссером. Мы всегда договариваемся обо всем, даже если не ясно это формулируем. Мы понимаем, когда ухватываем чувство в сцене. Я знаю, когда он собирается двигаться вперед. Это – цель, это – идеальная версия того, чего я хочу, но теперь это уже не идеал, это реальность».
Работа с Алленом, по словам актрисы, была отличающимся, но еще и захватывающим опытом. «Его способность внушать этот очень уникальный тон, которым обладает сам, меня удивляла, потому что он не очень много указывает, это – намного более свободная форма, чем я ожидала, – говорит Стюарт. – Он раскрывается так естественно, без откровенного указания. У него есть своего рода вера в первоначальную реакцию».
Актриса, которая участвует практически в каждой сцене «Персонального покупателя», говорит, что ежедневная съемка «изматывала весьма беспощадно».
«В других фильмах бывают моменты, когда ты можешь выдохнуть, выходные, когда можешь перезарядиться, хорошенько восполниться, но не здесь», – добавляет она.
Что делает все немного сложным – так это реальная жизнь: Стюарт ненавидит покупки. «Я люблю одежду, но покупать ее – в этом чувствуется снисхождение и странность. Мне не нравится обращаться в магазинах за помощью, и я не хочу быть человеком, который просто хватает все. Мне должно действительно что-то понравиться, чтобы я это купила».
Чтобы оставаться бодрой при сложном опыте «Персонального покупателя», Стюарт прочитала сценарий лишь однажды и придерживалась своей политики: учить реплики только в день, когда будут проходить их съемки. «Я хочу добраться до них, – говорит она. – Не желаю чувствовать их на кончике языка».
Родители Стюарт работают в этом же бизнесе (ее мать – помощник режиссера по сценарию, отец – помощник режиссера), и это воспитание, по ее словам, «обеспечило меня правильными мотивациями», которые все еще управляют ей в работе в кино, хотя и не без случайных проблем.
«У меня очень узкое поле зрения, когда дело доходит до карьеры, – говорит она. – Моя мотивация должна следовать за творческим импульсом вместо того, чтобы пытаться достигнуть некого статуса, некого уровня удовлетворения».
«Порой это мешает приспосабливаться к иногда такому глупому миру. Но я выяснила, что могу плавать выше этого, не чувствовать себя прикованной к этому. Раньше я думала: ‘Это – все д...мо собачье, это – все ради денег, денег, денег’. Но не всё идет подобным путем, не все идут подобным путем, и мы можем найти друг друга».
Перевод выполнен Lelishna специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
LA Times: Интервью Кристен Стюарт в Каннах
|