Кристен Стюарт устраивается в кресле и водит пальцами по своим татуировках, поглядывая на вас. «Лучшая актриса своего поколения» — так сказал о ней Оливье Ассайас, после того, как актриса была удостоена премии «Сезар» за работу над фильмом «Облака Зильс-Марии», — еще несколько минут назад стояла без штанов, но сейчас на ней узкие джинсы и белая футболка. Утонченный замочек, висящий на золотой цепочке — украшение, которое было на актрисе во время фотосессии, всё еще на ее шее.
«Она самый одинокий человек, которых мне приходилось играть», — говорит Стюарт, окунаясь в разговор о своем новом фильме «Персональный покупатель», и ее персонаж – Морин – персональный стилист знаменитостей, которая проводит свои дни, носясь на скутере по Парижу от одного модного дома к другому, подбирая наряды для своих клиентов и переживая потерю своего брата-близнеца.
Это уже вторая совместная работа Стюарт и Ассайаса, и звезда гипнотических «Сумерек» превратилась в любимицу арт-хауса, поднявшись на новые высоты стратосферы славы в ореоле мистики, однажды обнаруженной и вечно непознанной.
Оказавшись между двух миров, персонаж Стюарт из стильного и психологического триллера — покупатель мира высокой моды, который проводит свое свободное время гоняясь по Парижу за призраком брата, отчаянно пытаясь узнать, что же там дальше, на той стороне.
«Существует такая реальность, по умолчанию, где все мы согласны жить вместе; только вот она не из таких, — говорит Стюарт, наполненная до краев энергией кофеина. — И, поверьте мне, ей бы понравилось проснуться утром, выпить кофе и почувствовать себя обычной. Просто она так зациклена на этих грандиозных вопросах, на которые нет ответов, и это доводит ее до точки, до состояния, когда она не может нормально работать».
Несколько лет назад Стюарт призналась, что такого рода парализующие экзистенциальные загадки не дают ей уснуть по ночам.
«У меня было ощущение, что эти изнурительные вопросы закручиваются по спирали, и чем дальше движешься, тем чаще думаешь: «Я не могу знать наверняка одни ли мы здесь. Я не могу знать, что случиться со мной после смерти. Я не могу знать, что случиться со мной завтра, — говорит актриса. — Но ты никогда и не узнаешь. У меня были приступы тревоги, когда я такая: «О мой Бог, как мы можем не знать этого и всё равно беспокоиться»?»
В свои двадцать шесть Стюарт живет в странной, изысканной реальности. Она сыграла в более чем тридцати пяти фильмах, заработала $3.3 миллиона на франшизе «Сумерки», возглавляла список Forbes, как наиболее высокооплачиваемая актриса, и оказывалась на снимках, сделанных папарацци чаще, другие знаменитости, львиная для ее славы пришлась на подростковый возраст.
Если кто и заслужил право на то, чтобы защитить от посторонних глаз свою личную жизнь, и, возможно, даже свою душу, так это Стюарт.
«Я все время избегаю людей, — говорит актриса, показывая, как склоняет голову и отводит взгляд. Она научилась этому приему несколько лет назад, когда слава нежданно-негаданно постучалась ночью в ее дверь. — Я действительно хороша в том, как избегать чужих взглядов, проходя через большое скопление людей. Я буквально могу чувствовать энергию, которую следует избегать».
До сих пори, даже в Лос-Анджелесе, ей удается найти место, где никому нет дела до того, что она — сама Кристен Стюарт.
«Ты заходишь куда-то и начинается: «Ух ты, это мило, но никто не собирался... со мной здесь — возможно, я даже разговариваю с кем-то, кого вообще не знаю! — смеясь, говорит актриса. — Ты сразу же чувствуешь это. Не везде люди выкачивают из тебя энергию».
На экране и вне его Стюарт развила вызывающе дерзкую уверенность, словно добровольно согласилась на беспокойство, чтобы постоянно защищать себя. В своих интервью, если смотреть на них с такой позиции, актриса всегда говорит всё, что у нее на душе. В фильмах же создается ощущение, что каждая ее роль — это окно к пониманию того, кто такая Кристен Стюарт.
«Вместо того, чтобы пытаться кому-то что-то показать, можно случайно продемонстрировать что-то более интересное, — объясняет актриса. — Я всегда хотела быть собой на съемочной площадке, подгонять себя в параметры, так что я могу полностью затеряться, так что это всегда со мной. Я не могу показать ничего иного, кроме как быть собой».
Ассайас, чьи оба фильма со Стюарт дебютировали в конкурсе на кинофестивале в Каннах, считает, что она значительно продвинулась вперед со времен «Сумерек». Он был вдохновлен, когда описывал персонаж Морин, эмоционально изолированную героиню фильма «Персональный покупатель», и делал это специально для Стюарт, после того как наблюдал за тем, как она теряла себя на съемках фильма «Облака Зильс-Марии», где она сыграла помощницу эксцентричной актрисы в исполнении Жюльет Бинош.
«Она уникальна!» — мечтательно произносит Ассайас с французским акцентом, звоня из своего дома в Париже за несколько дней до премьеры «Персонального покупателя» в Лос-Анджелесе, где Стюарт заняла все газетные заголовки, дебютировав с новой ультра-короткой стрижкой и волосами цвета платиновый блонд.
«Я видел множество ее фильмов, но всегда чувствовал, что она способна на большее, — добавляет режиссер. — Я пытался дать ей понять, что это нормально – двигаться дальше, быть самой собой, следовать своим инстинктам. У нее необыкновенное сочетание невероятного контроля и, в то же время, свободы. Мне сложно представить другую актрису, в которой сочеталось бы то же самое, и которая знала бы, как это использовать».
Ассайас даже нахваливал достойную восхищения игру Стюарт в одной из напряженных сцен «Персонального покупателя», в которой Морин получает загадочное текстовое сообщение и оказывается втянутой в опасную игру в кошки-мышки с таинственным отправителем.
«Даже то, что она делает, когда набирает сообщение – тоже игра», — говорит Ассайас, который снимал как Стюарт отвечает на смс крупным планом, тет-а-тет с призраком в машине.
Стюарт, говорит режиссер, «создает фильм вместе со мной. Она создавала фильму настроение, задавала ему темп; я помогал ей добиться совершенства, но она следовала за мной, а я следовал на ней».
Это не совпадение, что Стюарт со всей своей силой признана критиками звездой инди-фильмов, также она обратилась к режиссуре, куда и направлено всё ее творческое вдохновение. Ее первая короткометражка — 17-минутная медитация о любви и одиночестве, была вдохновлена стихотворением, которое актриса писала на протяжении долгих лет, обрабатывала прошлый опыт и потерянную любовь.
«Я начала перечитывать всё, что написала за последние четыре или пять лет. Я осознала, — сказала актриса, — что писала одно и то же стихотворение, снова и снова, пытаясь донести ту же самую мысль в различной интерпретации».
Премьера короткометражки «Пойдем поплаваем» состоялась в январе на кинофестивале «Сандэнс», где Стюарт позабавили журналисты, которые пытались выудить у нее подробности о ее знаменитых бывших возлюбленных, а не детали фильма.
«Трижды или четырежды мои отношения становились достоянием общественности, — смеясь, говорит актриса. — Это всё они! Я — всего лишь сумма моего опыта, так что, очевидно, знаю, что желать с такими вещами».
Двумя неделями позже дебют ее короткометражки был задвинут на задний план, когда Стюарт выдала на-гора свой откровенный монолог, как приглашенная звезда шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Смачно прокатившись по твитту Президента Трампа относительно его одержимости отношениями актрисы с Робертом Паттинсоном несколько лет назад, Стюарт удивила всех, заявив Трампу и всему миру: «Я, типа, так рада, чувак». [Игра слов: so gay (англ.) — «так рада», можно перевести также как «такая гомосексуальная».]
Стюарт смеется, высоко оценивая полученные позитивные отзывы критиков о ее «публичном признании» на «Субботним вечером в прямом эфире», несмотря на то, что на протяжении многих лет не скрывала своих отношений с женщинами.
Актриса замолкает, подбирая слова, чтобы передать свое огромное сожаление тем, что ее реплика на шоу приковала к себе внимание блогосферы.
«Мне не нравятся шаблонные описания, — говорит актриса. — Это слишком упрощенно. Это бы имело гораздо меньший эффект, если бы можно было пойти туда и быть типа: «Из-за того, что я действительно текучая...» — понимаете, что я имею в виду? Я могла бы сказать «человек свободных взглядов». Это, наверно, было бы более уместно. Это слово подходит ко всему, но оно не в полной степени отражает гетеросексуальность».
Возможно, мы стоим на пороге политически необузданного нового этапа для Стюарт, которая следит за Америкой Трампа с помощью CNN-оповещений на своем телефоне и присоединилась в знак солидарности к Женскому Маршу протеста, пройдясь по главной улице Сандэнса. Она уже срежиссировала свой следующий проект, музыкально ориентированный отрывок с участием группы Chvrches [произносится как «churches»] для некоммерческой организации «Американская федерация планирования семьи».
«Я долго уговаривала их позволить снять для них что-нибудь, — сказала актриса, взволнованная работой с шотландским синти-поп трио. — Они так хороши. В конце концов, это довольно простой кусочек с законченным повествованием, который выделяет причины милым, но простым и прямолинейным образом».
Далее у Стюарт байопик о Лиззи Борден, в котором она снимается вместе с Хлоей Севиньи, печально известной женщине с тесаком, и фильм «JT Leroy» [ТиДжей Лерой], в котором она играет Саванну Нооп, женщину, которая публично выдавала себя за литературную сенсацию, но позже ее обман был раскрыт.
«Надеюсь, он скоро выйдет, — говорит Стюарт. — Это просто сумасшествие; то, что случилось с этой девушкой, которая просто хотела занять свое место в этом мире, которая абсолютно потеряла себя и стала объектом массовой критики...»
Во-первых, актриса вернулась из Нового Орлеана, где завершила работу над фильмом для Fox, «Underwater» [неоф. «Под водой»], где сыграет лидера группы, попавшей в ловушку под океаном.
«Фильм будет довольно эпичным, если мы всё сделаем правильно. Он о группе людей, которые оказались под схлопнувшейся вышкой на нефтяной базе и не могут выбраться, — говорит актриса, — но это крупный фильм, который также включает в себя элементы театрализованного представления, что желает его еще более интересным».
И, возможно, в дальнейшем — еще одно воссоединение с Ассайасом?
«Даже после «Персонального покупателя» у меня осталось ощущение, что для нее это еще не предел, — сказал режиссер. — Я не уверен, что это предел. Думаю, такого не существует».
Также Стюарт ожидает игра в третье сотрудничество. Актрису, в конце концов, веселит постоянное напоминание об их совместной работе в виде татуировки, которую она придумала для своего персонажа в «Облаках Зильс-Марии», оставившей несмываемый след на ее предплечье еще до «Персонального покупателя».
«Я подумала, что раз ты отдаешь часть своей личности персонажу, то возникает вопрос: «Кто ты такой?» Но затем я пришла домой и не почувствовала ничего, кроме «Это мое. Я хочу этого», — объяснила актриса кусочек, частичную репликацию картины «Герника» кисти Пабло Пикассо, первого произведения искусства, от которого у нее захватило дух.
«Это верхушка картины – солнце, – но на картине ничего не светится, — поясняет актриса, поглядывая на чернильный рисунок. — В центре солнца лампочка, но она не горит. Просто раскрой свои глаза».
«Вокруг всегда будет темно, — добавляет Стюарт, — если твои глаза закрыты».
Перевод выполнен Deruddy специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы https://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Интервью Кристен Стюарт для LA Times
|