Важное место в программе фестиваля занимают фильмы с женскими историями, а уж если они имеют отношение к исторической несправедливости в отношении женщин, то внимание им обеспечено. В первые фестивальные дни показали сразу два таких фильма – «Лиззи» Крейга Макнейлла и «Колетт» Уоша Уэстмоленда. Оба посвящены историческим персонам, нарушительницам спокойствия, дамам определенно выдающимся, в обоих имеются яркие эротические сцены с участием исключительно женщин.
«Лиззи» (конкурс американского игрового кино) - о Лиззи Борден, в своем родном XIX столетии обвиненной в том, что она буквально в клочья изрубила топором мачеху и отца, но оправданной судом за недостаточностью улик. Фильм скорее не Макнейлла, а Хлои Севиньи, выросшей в тех же местах, что и Лиззи, задумавшей этот проект десять лет назад и в итоге сыгравшей заглавную героиню. Повествования начинается с появления в доме Борденов новой служанки, ирландки Бриджит (Кристен Сюарт). Она становится свидетельницей того, как тиранит всю женскую часть дома глава семейства, а вскоре и сама становится его жертвой, с муками, но без сопротивления принимая мир таким, какой он есть, то есть мужским. Лиззи отважно пытается отстаивать себя, даже самые простые вещи, даже возможность посещать театр без сопровождения. Но несмотря на такие разные натуры, девушки сблизились. Счастье их, разумеется, невозможно. Когда отец семейства начинает получать письма с угрозами, он планирует распорядиться своим наследством так, чтобы его жене и его дочерям ничего не досталось. Потому что женщинам власти и денег давать не стоит. Случайно ли, что через несколько дней после того, как Лиззи узнала о планах отца, его и его вторую жену нашли зверски убитыми?
Этот фильм – переосмысление истории Лиззи Борден, как взявшейся за топор жертвы патриархата. Он убедительно показывает атмосферу Новой Англии того времени, по сути он – простая история убийства, но с превосходными актерскими работами. Особенно хороша Севиньи в самой, пожалуй, смелой и яркой своей роли.
Как и «Лиззи», «Колетт» - тоже о реальной женщине, французской писательнице, танцовщице и актрисе конца XIX-первой половины XX века Габриэль Колетт, долго вынужденной публиковаться под фамилией своего мужа. Это кино гораздо более пышное и барочное, в полном соответствии с яркой биографией его героини. Действие охватывает большой промежуток времени, с деревенской юности Габриэль и ее влюбленности в будущего мужа, популярного журналиста и писателя, до ее европейской артистической славы (скандальная танцевальная постановка «Египетский сон» в Мулен Руж с поцелуем с ее возлюбленной Мисси в кадре тоже присутствует). Муж любит Габриэль так, как он это понимает, то есть допускает ходьбу налево. Равно как и использование ее литературного таланта, так как женщину-писателя, по его убеждениям, общество не примет. Но в какой-то момент, под влиянием своей подруги и любовницы Мисси, Габриэль настаивает на свободе, которую сможет обрести только вне брака.
Наверное, коммерческая судьба «Колетт» будет интереснее, чем у «Лиззи», это совершенно зрительское кино, прямолинейное, как таран, красивое, сочное, с правильными идеями и однозначными выводами. Все это, конечно, не делает его плохим. Но поцелуй между Лиззи и Бриджит (то есть между Кристен Сюарт и Хлоей Севиньи) смотрится гораздо мощнее, чем стерильные лобзания Колетт с ее любовницами, а развевающиеся кружевные занавески с пятнами крови на окнах дома массачусетской убийцы стоят всех ярких декораций Европы из роскошной костюмной драмы о звезде Belle Époque. Ну и что скрывать – Хлоя Севиньи определенно получилась интереснее Киры Найтли.
Текст: Марина Латышева
За информацию спасибо сайту http://www.proficinema.ru.
Кинофестиваль «Сандэнс-2018»: Женские портреты
|