Есть такая детская головоломка: под прозрачным колпаком — спираль вокруг конуса, по ней нужно закатить шарик с нижних ярусов на вершину. У игрока в наличии лишь его руки и умение координировать свои действия. Немного времени, возможно, несколько неудачных попыток — и рано или поздно чёртов шарик окажется в лунке на самом верху. Но кто сказал, что шарик обязательно аккуратно катить по спирали? Важен ведь результат, верно? Так почему бы просто не перевернуть всю конструкцию? Тогда шарик очутится в самом низу, а прямо над ним будет пресловутая вершина. Теперь останется только резко перевернуть головоломку обратно — и если вы самый везучий человек в мире, шарик окажется-таки в лунке.
Да, шанс ничтожно мал. Но он есть — в истории бывали случаи, когда такая тактика приводила к ошеломляющим результатам. Например, это случилось в 2007 году — когда Майкл Бэй снял первых «Трансформеров». Вопреки здравому смыслу и всему, во что мы с вами верили, фильм оказался настоящей вехой, разделившей зрелищное кино на «до» и «после». Как Бэю это удалось? 10 лет назад мы бы сказали: вот она, новая надежда мира летних блокбастеров. Давай, Майкл, сказали бы мы. Покажи всем этим худосочным боевичкам, как нужно развлекаться, имея такие бюджеты.
Но вот вышел сиквел, а потом ещё один — и открылась страшная правда: этот парень никогда и не пытался играть по правилам. Ему был нужен быстрый результат без ювелирной тягомотины. Всё, что он делал, — тряс несчастную головоломку, тем яростнее, чем хуже принимали каждую новую ленту о пришельцах с Кибертрона. Бэю, видимо, никто не объяснил, что выстрелить таким образом второй раз — нечто из мира иллюзий и фантастики.
После выхода четвёртого фильма, который пробил очередное дно, всем вокруг стало предельно ясно: пока у руля будет Бэй, серию в кинематографическом смысле спасти нереально. Но жадины из Hasbro плевать хотели на подобные домыслы. Родители детей по всему миру потратили ещё недостаточно денег на игрушечных роботов — так что Бэю дали зелёный свет. Снимай, Майкл. Твори.
Ладно, сказали себе мы. В конце концов, Бэй лично заявил, что «Последний рыцарь» — его лебединая песня в серии. Раз так, может, он образумится? Займётся наконец своей режиссёрской работой, а не этими дорогущими плевками в небо. А если уж совсем повезёт, то ему в помощь наберут ещё и толковых сценаристов — вроде тех, что писали историю и диалоги для первого фильма.
Что ж, кое-что действительно изменилось — по крайней мере номинально. С поста автора сценария попросили Эрена Крюгера, частично виновного во всех ужасах, происходивших со второй по четвёртую часть. Вместо него студийные боссы пригласили Кена Нолана. Сценарист с не самой богатой биографией, он, тем не менее, сумел хотя бы частично вернуть серии её изначальный настрой. Нет, вменяемости в действиях персонажей не стало больше — как раз наоборот. Зато вернулся тот дебиловатый юмор, которого зрителей лишили в «Эпохе истребления». Не бог весть что, но всё же.
К сожалению, все эти небольшие вкрапления малозначимы. Историю «Последнего рыцаря» зачем-то сильно раздули, впихнув в неё несколько параллельных линий. Сама по себе такая задумка не выглядит сколько-нибудь опасной — если бы зрителю не приходилось всё время решать, какая линия главная и как их все увязать между собой. А тут вдобавок сцены, которые задумывались как забавные, но оказались настолько бездарно вбиты в громоздкий сюжет, что даже заставить себя улыбнуться в такие моменты — то ещё испытание.
Да и бог с ним, со сценарием, на «Трансформеров» люди идут не за этим. Экшен — вот что всегда было нужно целевой аудитории. И здесь Бэй и мастера из Industrial Light & Magic, как и следовало ожидать, приготовили настоящую россыпь разноцветных аттракционов. Бесконечные драки, схватки и эпические сражения — и все в фирменном бэевском стиле, с рапидом в особо ярких местах.
Но ключевое слово здесь — «бесконечные». За два с половиной часа вся эта когда-то впечатлявшая хореография так приедается, что хочется выть. К тому же в визуальном отношении в данных сценах за 10 лет мало что изменилось — и вау-эффекта новизны очень недостаёт.
А если отбросить одни и те же надоевшие спецэффекты, останется лишь непомерно раздутая и невероятно глупая история — а с ней ещё и персонажи один другого дебильнее. Восхищаться чьей-то актёрской игрой не приходится — не спасают даже Энтони Хопкинс со Стэнли Туччи, что уж говорить об остальных. Разве что Марк Уолберг подходит на свою роль идеально. Но это, скорее всего, из-за того что Уолберг в принципе очень хорошо изображает людей в идиотских ситуациях. Такое уж у него выражение лица — всегда слегка недоумённое.
Что ж, здесь есть от чего недоумевать. Как вам такое: серия, у которой были все шансы стать культовой, на протяжении 10 лет только и делала, что падала вниз, набирая скорость. А когда Бэю предоставили возможность всё за собой убрать, чтобы хоть как-то исправить впечатление, он и не подумал ею воспользоваться. Вместо этого он взял огромный экскаватор, выкопал самую глубокую в мире яму, наполнил её дерьмом, нырнул туда с весёлым гиканьем, забрызгав всё вокруг, и был таков. В некотором смысле такая деградация завораживает — но это определённо не то зрелище, которого вы ждали от фильма с названием «Трансформеры: Последний рыцарь».
В общем, нет, Бэй не взялся за ум. Вместо долгой, кропотливой работы он вновь предпочёл яростно трясти свою надоевшую всем игрушку, пытаясь с наскоку попасть шариком в лунку. Ну и на что он рассчитывал?
Автор: Юрий Костузик
За информацию спасибо сайту http://kg-portal.ru.
Рецензия на фильм "Трансформеры: Последний рыцарь" (Стэнли Туччи)
|