70 лет сегодня исполняется выдающемуся канадскому кинорежиссеру Дэвиду Кроненбергу - автору таких легендарных картин, как "Видеодром", "Муха" и "Автокатастрофа".
О творчестве мастера размышляет обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин. Впервые увидеть живого Дэвида Кроненберга мне повезло в 1999 году, в Каннах, где он возглавлял международное жюри. Фестиваль выдался сильный, фаворитами считались признанные гени Педро Альмодовар, Дэвид Линч, Такеси Китано, Джим Джармуш... Но Кроненберг удивил всех, неожиданно присудив практически все награды двум в тот момент незаметным картинам малоизвестных европейцев: "Золотую пальмовую ветвь" - "Розетте" братьев Дарденн, гран-при - "Человечности" Брюно Дюмона (им же достались и актерские призы). Зал бушевал в негодовании, лауреаты и сами удивлялись, а потом, лет через пять, выяснилось, что шоковая терапия Кроненберга помогла определить главных режиссеров XXI столетий.
Кроненберг прозорлив и бесстрашен - это ощущается даже в первых его любительских, почти безбюджетных, научно-фантастических утопиях, снятых еще в конце 60-х при продюсерском соучастии верного друга, будущего создателя "Охотников на привидений" и "Близнецов" Айвана Рейтмана. В коммерческое кино Кроненберг вломился в 70-х с кровавыми и издевательскими хоррорами - "Мурашки" о всепроникающих паразитах-людоедах, "Бешеная" о женщине-вампире и, конечно, сногсшибательный "Выводок" - психоаналитический ужастик о вымещенных страхах одной дамы, материализующихся в виде карликов-убийц в капюшонах.
В 80-е Кроненберг вошел героем - модным режиссером, известным своим холодным чувством юмора, бескомпромиссностью в вопросах экранной жестокости и философским подтекстом каждой, даже самой чисто-жанровой картины.
"Сканнеры" и "Видеодром" предсказали эпоху Интернета, социальных сетей и виртуальной реальности, "Мертвая зона", "Муха" и "Связанные намертво" погрузили зрителя в подсознание современного человека - то святого, то мутанта, то мученика им же изобретенных технологий. Для Кроненберга нет разницы между сверхчеловеком и недочеловеком - с беспристрастием ученого он исследует обе крайности, не ударяясь ни в сентиментальность, ни в цинизм.
Две амбициозные экранизации - Берроуза и Балларда - открыли публике нового Кроненберга: мыслителя и провокатора; "Обед нагишом" и "Автокатастрофу", награжденную в Каннах специально учрежденным призом за смелость, без большого успеха пытаются проанализировать и объяснить до сих пор. Сегодня, исследуя на прочность границы мейнстримного кинематографа, Дэвид Кроненберг и его новое альтер эго Вигго Мортенсен делают своими героями русских мафиози и внедренных агентов ФСБ, классиков европейского психоанализа и провинциальных американских рестораторов.
Последний фильм Кроненберга "Космополис" с неожиданным Робертом Паттинсоном в очередной раз поставил всех в тупик: апокалиптическая одиссея манхэттенского миллионера в разгар мирового финансового кризиса еще ждет своего адекватного зрителя, а режиссер, не расстраиваясь, продолжает шагать вперед, на несколько миль опережая всех остальных, включая самых верных своих поклонников.
Следующий проект Кроненберга называется "Карты звезд"; воистину, минуя тернии, к звездам.
Мастер парадоксального кино отмечает юбилей
|