Страшные сказки: Город ангелов (2020) Penny Dreadful: City of Angels драма, триллер, ужасы, фэнтези Режиссеры: Пако Кабесас, Роксанн Доусон, Шери Фоксон, Серджо Мимика-Геззан В ролях: Натали Дормер, Дэниэл Дзоватто, Керри Бише, Адриана Барраса, Джессика Гарза
1938 год. Мексиканец Сантьяго Вега получает значок и обрекает себя на презрение как со стороны родственников, так и со стороны здешних копов-расистов. В первый рабочий день он вместе со своим напарником-евреем отправляется на место преступления. Там их ожидают тела янки, кажется, убитых в рамках одного из ритуалов чиканос. Отношения с латиноамериканцами окончательно портит другой случай: мэрия планирует построить автомагистраль в районе, где живут мексиканцы, тем самым лишая мигрантов их домов. Время утекает стремительно, если не решить проблему, начнётся кровавая резня между угнетающими и угнетёнными. Сантьяго и его коллега Льюис — единственные, кто по-настоящему заинтересован в спасении человеческих жизней.
Оригинальные «Страшные сказки» охватывали период викторианской Англии, а их героями становились известные персонажи готической литературы — Джекил и Хайд, Франкенштейн, Дракула и многие другие. Спин-офф знаменитого сериала, завершившегося ещё в 2016 году, повествует о совсем другой эпохе. Теперь герои и зритель погружены в сеттинг Америки конца 30-х, а точнее — в атмосферу знойного Лос-Анджелеса, города, где могут уживаться расисты и мексиканцы, нацисты и евреи, евангелисты и латиноамериканские божества.
Последнее, кстати, в сюжете играет ключевую роль. Сериал, может быть, и стал скуп на знакомых персонажей (куда уж там Санта Муэрте до Дракулы), но за мифы и легенды держится всё так же крепко. Главный мотив — противостояние богини смерти и зловещей Магды (Натали Дормер), которая хочет расколоть человечество и пробудить в людях их главные пороки. В первых сериях она мастерски перевоплощается в помощницу мэра и подругу мексиканцев, чтобы разжигать вражду между двумя социальными группами. Магда, как нетрудно догадаться, выступает здесь в роли змея-искусителя, нашёптывающего о пользе автомагистрали одним и призывающего противостоять политикам и копам других.
Хотя в корне неверно думать, что на борьбе этих двух персонажей вся фольклорная составляющая закончится. Ведь немцы или мексиканцы на самом деле — такой же миф, элемент культуры, собирательный портрет. В «Городе ангелов» грань между социальным и мифическим попросту размыта: герои здесь репрезентуют классические американские проблемы вроде нетерпимости или капиталистического мышления, но в то же время остаются такими же гипертрофированными образами, как и любой другой персонаж из оригинального сериала. Не совсем стереотипы, но что-то близкое к этому.
Оно и понятно: новый сериал работает в рамках детективного жанра XX века, где роли по умолчанию распределены в соответствии с социальным положением героев. Сантьяго и Льюис — чужаки, копы, чудом попавшие в полицию и претерпевающие все невзгоды со стороны общества ксенофобов. Даже несмотря на то, что их образы хотят сделать исключительными, лишёнными всяких предрассудков, в рамках жанра эти детективы всё равно остаются типичными аутсайдерами, противостоящими целому миру.
В этом, наверное, и проблема новых «Страшных сказок». Они слишком заурядные (по крайней мере, по первым трём сериям) в плане и истории, и персонажей, и проблематики. Это не то переосмысление классических героев, какое мы могли увидеть в оригинале, это не новый взгляд на жанровые каноны и даже не шибко интересная стилизация. Но, что важнее, это то переложение американского мифа, которое уже успело надоесть. Что-то похожее можно найти и в недавно вышедших «Охотниках» — сериале о группе евреев, которые решают мстить нацистам, поселившимся в Америке. Те же отсылки к трамповской эпохе, те же вопросы одновременно неприкрытой и латентной ксенофобии, та же игра с мультикультурной жизнью янки. И это лишь пример, появившийся недавно.
Лос-Анджелес 30-х воспроизведён, конечно, внушительно. Работа с эстетикой эпохи здесь талантливая, однако когда неоднородный городок, где уживаются такие разные люди и такие разные взгляды, начинает формироваться в более-менее единый пейзаж, смотреть здесь оказывается не на что. Копы снова что-то ищут, нацисты снова что-то замышляют, а политики пытаются нажиться на общественных противоречиях. «Страшным сказкам» не хватает чего-то по-настоящему дерзкого и ревизионистского. Американская и мексиканская культуры богаче тех вещей, о которых рассказывает новая часть сериала. Вполне возможно, что дальше создатели придумали, как развернуть этот миф предвоенной Америки, но пока их бульварное авантюрное чтиво выглядит уж слишком блеклым.
5 из 10
За информацию благодарим Фильм.ру
California Dreamin': рецензия на сериал «Страшные сказки: Город ангелов»
|