Как ни старался Роберт Паттинсон выбраться из уютного кокона «Сумерек», ничего не получалось: отнюдь не пошлый сценарий мелодрамы «Помни меня» и гениальный роман Ги де Мопассана «Милый друг» были безнадежно испорчены его экранными попытками сыграть что-то менее романтическое и умильное, чем в привычном вампирском амплуа. В «Космополисе» наконец все сложилось. Стерильная красота ясноглазого плейбоя нашла себе достойное применение — в салоне белоснежного лимузина, бороздящего Манхэттен в поисках парикмахерской, где главный герой картины миллиардер Эрик Пэкер собирается постричься. По пути он встретится с коллегами и подчиненными, друзьями и врагами, финансовыми аналитиками и биржевыми воротилами, женой и любовницами — и с каждой следующей остановкой все более отчетливо будет понимать, что движется навстречу разорению и неминуемой гибели. Как, собственно, и весь окружающий мир.
Удивлены будут не только поклонники и ненавистники Паттинсона, которым придется отныне изменить свое отношение к сверхпопулярному актеру, но и постоянные зрители Дэвида Кроненберга. Его предыдущий опус «Опасный метод» разочаровал поклонников «Выводка», «Видеодрома» и «Мухи»: драма о Фрейде и Юнге оказалась разговорной пьесой, лишенной даже следов былого ерничанья и эпатажа. Казалось, что канадский скандалист непоправимо постарел.
«Космополис» вернет веру в способность Кроненберга ставить в тупик: перед нами фильм как минимум нестандартный, даже по меркам этого уникального режиссера. К примеру, рекламный ролик обещает динамичный триллер — и бессовестно обманывает. «Космополис» катится бесшумно и плавно, как лимузин, предсказывая бесславный закат общества потребления, топя ожидания публики в декадентском угасании. Но за этим мерным ритмом ощущается осознанный выбор автора-радикала, рассказавшего историю Конца Света на свой лад.
Всю свою карьеру, начиная с любительских научно-фантастических картин, Кроненберг живо интересовался единственной темой — деформацией человека ХХ века, его превращением в животное, механизм или компьютерную программу. Любимые герои режиссера — мутанты, и Пэкер-Паттинсон увенчивает пирамиду, воздвигнутую Кроненбергом за последние сорок лет.
Он — настоящий венец эволюции, безупречный красавец и умница, сделавший карьеру на обломках цивилизации, невзирая на дефолты и кризисы. Он — тот самый призрак капитализма, который ныне бродит не только по Европе, но по всему миру. Он настолько совершенен, что просто обречен на раннюю и бесславную смерть: идеальная постройка, вавилонская башня, которая неминуемо рухнет под грузом амбиций. Его личность подменяет в фильме, собственно, сюжет — нитевидный, топчущийся на одном месте. Паттинсон — и есть фильм, хотя мелькают на экране и более талантливые исполнители: Жюльетт Бинош, Пол Джиаматти, Матье Амальрик.
Третий, после актера и режиссера, важнейший компонент в этом уравнении — писатель Дон Делилло. Его в России переводили мало и вяло: «Космополис», к примеру, появился на прилавках только сейчас, к премьере фильма, хотя был написан еще в 2003-м. Тогда в Штатах его беспощадно раскритиковали. В стране, все еще переживавшей последствия страшного шока 11 сентября (этим событиям Делилло посвятил свой следующий роман, «Падающий»), летопись одного дня молодого циника-миллиардера казалась материалом неуместным и несвоевременным. Сегодняшний день вернул «Космополису» актуальность. Ни демократы, ни республиканцы, ни фундаменталисты, ни антиглобалисты (все они в той или иной форме появляются в фильме и романе) не смогли избавить человечество от предощущения катастрофы — окончательного разрушения капиталистической утопии, на руинах которой единственной валютой станет живая крыса. Эта причудливая метафора материализуется в фильме зримо и колоритно до отвращения.
Мир идет ко дну, крысы бегут с кораблей, а лимузин продолжает свой путь в направлении парикмахерской. Главное — успеть постричься, а потом — хоть потоп.
С 19 июля, в кинотеатрах города.
Автор - Антон Долин
Источник: Ведомости
Ведомости: На экраны выходит новая работа Дэвида Кроненберга
|