Тинейджеры еще читают классику. Они просто не хотят, чтобы она выглядела столь, ну, традиционно.
Это мнение издателей, которые дарят таким книгам как «Эмма» или «Джен
Эйр», новый вид: провокационные, современные обложки в
выразительных оттенках алого и лимонно-зеленого, которые явно нацелены
на подростков, выросших на «Сумерках» и «Голодных играх».
Новые
версии – ультрасовременная замена для традиционных (читай –
скучных) обложек, которые в течение многих десятилетий
были отличительным признаком классических книг, тех знакомых, строгих
изображений женщин в вычурной одежде. На их месте изображают кого-то
типа небритого Ромео в обтягивающей белой майке, как на новом издании
«Ромео и Джульетты» издательства «Penguin».
Обложки
предназначены в первую очередь для того, чтобы добиться высокой популярности молодежного жанра,
самой быстрорастущей категории в издательском бизнесе. Последние
десять лет издатели вкладывают все больше сил и денег в книги для подростков, каждый
год выпуская все новые издания. Книжные магазины не отстают, создавая и
расширяя специальные отделы, посвященные им.
После «Сумерек»
Стефани Майер, ставших сенсацией, наступил бум паранормальных романов.
Трилогия «Голодные игры» за последние несколько лет стала вдохновением
для дюжины антиутопических романов.
Некоторые из обложек явно
изменились под влиянием Сумеречной серии. «HarperCollins» выпустил
«Грозовой перевал» в обложке с полностью черным фоном, красной розой
крупным планом и надписью «Любимая книга Эдварда и Беллы» (критики
посмеивались, что это было содрано с «Сумерек»).
В новой серии,
изданной «Puffin Books», под штампом «Penguin Group USA», на обложке
готического вампирского романа «Дракула» Брэма Стокера в центре
изображен призрак женщины, её платиновые волосы разлетаются по ветру.
Название и фамилия автора небрежно выведены курсивом, с большими
кровавыми подтеками, струящимися красными каплями вниз по странице.
«Мы хотели применить нестандартный подход», - сказала Эйлин Крайт,
президент и издатель «Puffin». - «Мы ориентировались на клиентов модных
подростковых магазинов. Мы хотели привлечь тех самых подростков, и
по-новому взглянуть на эти давние истории».
Продажи некоторых
молодежных вариантов стали поистине выдающимися. «Грозовой перевал» издательства
«The HarperCollins» был продан в количестве 125 тысяч экземпляров с
момента выпуска в 2009 году; это колоссальное количество, которое вернуло
книгу в список бестселлеров.
Из-за того, что такие названия
как «Гордость и предубеждение» и «Доводы рассудка» общедоступны, любой
издатель может выпустить их, оставив текст внутри нетронутым, только
видоизменив обложку. И издатели собирают для молодых читателей весь
материал, который только могут найти.
Сейчас новые версии
классических книг борются за место на полках молодежной литературы в
магазинах. На прошлой неделе в Манхэттене, в магазине «Barnes&Noble»,
представили четыре новых издания романов Джейн Остин и сестер Бронте наряду с более современными предложениями паранормальных романов. (Более
традиционные варианты классики выстроились на полках выше, в секции
взрослой литературы).
В книжном магазине «Book Revue» в
Хинтингтоне, Нью-Йорк, новые версии классики, к удивлению хозяйки
магазина Джулии Кляйн, распродали быстро.
«Я не была уверена,
что они будут проданы вовсе», - сказала она. - «Как книжный продавец, я
ценю классику, и мне приятно, когда я могу продать её новому поколению.
Все, что привлечет детей взглянуть на них».
В марте «Сплинтер»
(«Sterling Publishing») начали выпуск своей серии «Классическая линия»,
классические романы в мягкой обложке с французским отворотом и изящными
акварельными иллюстрациями. Для их подготовки издательство наняло Сару
Сингх, стилиста-художника из Манхэттена.
«Трудно было создать
что-то, чтобы сделало классику привлекательной для подростков», -
сказала она. Указывая на обложки, она добавила: «Мы хотели сделать их
модными и красивыми, в ярких тонах и с рукописным текстом».
Элли Брайдон, редактор серии, отвергла более традиционные обложки в
викторианском и «несовременном» для тинейджеров стиле. Например, на
обложке классического издания «Джен Эйр» издательства
«Barnnes&Noble», женщина печально смотрит вдаль, её кожа почти
такого же желтоватого оттенка, как и стена позади неё, и черное пальто
прикрывает шею.
«Это нисколько не говорит о её уверенности или
смелости», - сказал мистер Брайдон, который ведет обложки для романов
«Классической линии», показывая яркий великолепный набросок героини
книги с живо поднятым подбородком. «Множество старых обложек не выражают
некоторые из феминистических идей, которые поднимаются в книге».
Традиционные обложки также заставляют молодых героев романов выглядеть
много старше своего настоящего возраста, тогда как более новые
изображают таких героинь, как Элизабет Беннет из «Гордости и
предубеждения», такими молодыми, какими они на самом деле являются,
делая их более привлекательными для юных читателей.
Тем не
менее, некоторые подростки не признали новые издания. По словам хозяйки
магазина «Book Passage» в Сан-Франциско Элейн Петрочелли,
«переупакованная» классика продается не очень хорошо.
«Если
дети хотят читать «Эмму», они хотят покупать её во взрослом отделе, а не
в отделе для подростков», - рассказала она. - «Дети не хотят, чтобы ими
манипулировали».
Тесс Джеггер-Уэлс, 15-летняя второкурсница
университета в Сан-Рафаэле, Калифорния, сказала, что «Джен Эйр» - одна
из её любимых книг, которую она любит за её несовременные,
«очаровательные» моменты, которые «вы вынуждены ждать – они не просто
подаются вам».
По словам Тесс, для такого классического
произведения, как «Гордость и предубеждение», она предпочитает более
современной версии издание в твердой обложке в их витиеватом стиле.
«Приятно иметь оригинал в своем доме, чтобы смотреть на него и
показывать людям», - сказала она. - «Это близко к тому, что классика
ощущается, как что-то, что берегут, что-то, что ты хочешь сохранить. С новыми обложками эти книги выглядят как дешевые любовные романы».
Перевод выполнен Yulla
специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала
обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.