«Конец — это часть пути», — произносит Тони Старк в исполнении Роберта Дауни-младшего в одном из самых драматичных отрезков фильма. Именно он выковал и примерил на себя костюм Железного человека одиннадцать лет назад, тем самым запустив гигантскую кузницу по добыче прибыли из карманов людей, не заставших эпоху греческих богов, но так сильно нуждающихся в какой-нибудь богатой и желательно максимально приближенной к современности мифологии. Эта кузница получила название «Кинематографическая вселенная Marvel», а из ее жерла вышли уже 22 картины, связанные сквозным сюжетом. КВМ приобрела статус культурного феномена: продюсерам во главе с Кевином Файги удалось создать крупнейшую на данный момент франшизу XXI века, которая уже принесла 20 миллиардов долларов прибыли и стала причиной массовых помешательств среди фанатов всех возрастов и гендерно-расовых принадлежностей. Все персонажи и многочисленные сюжетные линии наконец пришли к общему знаменателю в заключительном раунде 22-частной истории, получившей эпичное название «Мстители: Финал».
«Война бесконечности», предыдущая глава эпопеи (по хронологии, а не по порядку выпуска), закончилась на высокой ноте — клиффхэнгере, о котором вы будете рассказывать своим детям, что застали его лично, так же, как ваши отцы рассказывали вам о концовке «Звездных войн: Империя наносит ответный удар». Танос (Джош Бролин) все-таки щелкнул пальцами и стер половину населения Галактики. И задел не только простых смертных, но и супергероев вроде Человека-паука (Том Холланд), Доктора Стрэнджа (Бенедикт Камбербэтч), Звездного Лорда (Крис Пратт) и еще дюжины персонажей. Такой сюжетный ход стал идеальным маркетинговым решением, позволившим режиссерам монолитной дилогии Джо и Энтони Руссо особо не заморачиваться с промо-материалами финальной части: народ и так повалит в кино. Даже два выпущенных трейлера почти никак не раскрывали сюжет «Финала», показав лишь какие-то эпизоды из первого часа фильма. Конечно, такой подход имел и свои последствия: например, киноманы стали бояться спойлеров (даже если речь заходила лишь о первых 20 минут картины) больше, чем они хотели увидеть сам фильм. Но не волнуйтесь, здесь спойлеров не будет.
Хоть «Война бесконечности» и подарила нам долгожданные воссоединения и встречи персонажей, ранее никак не контактировавших друг с другом — Стражи галактики и Тор, Старк и Стрэндж, Черная пантера и Черная вдова — тот фильм был об одном герое. Танос стал основным протагонистом, чей методичный план по сбору всех шести камней бесконечности лег в основу повествования. И тот факт, что с таким набором героев центральной фигурой стал вдруг антигерой, приятно порадовал даже самых закоренелых фанатов серии, привыкших к одному и тому же структурному каркасу, проверяемому на прочность разными режиссерами с переменным успехом. В этом же плане радует и «Финал», поскольку он целиком и полностью акцентирует свое внимание на оригинальной команде Мстителей, которой посчастливилось уцелеть после щелчка Таноса в полном составе: Железный человек (Дауни-младший), Стив Роджерс (Крис Эванс), Брюс Баннер (Марк Руффало), Тор (Крис Хэмсворт), Наташа Романофф (Скарлетт Йоханнсон) и Клинт Бартон (Джереми Реннер), отсутствовавший в прошлой главе и вернувшийся не шутки шутить.
Каждый из них по-своему переживает утрату. Тони нашел в себе силы начать новую жизнь, Стив, когда-то символизирующий светлое будущее Америки и ее сохранность, регулярно посещает специальные группы поддержки. Наташе чужд оптимизм Роджерса, она не может сдержать слез, Бартон же и вовсе далек от смирения. Застряв на ступени «гнев», он взял длинный меч, надел капюшон и стал кромсать налево и направо преступные группировки по всему миру, как будто это вернет ему семью. Всеобщая трагедия изменила и Брюса до неузнаваемости: он, все время страдающий от борьбы двух личностей в одном теле, заполучил посттравматический синдром. Тор, чья судьба складывается, наверное, наиболее драматично (он потерял отца, мать, брата, свой дом, не спас свой народ и не использовал шанс убить Таноса, предотвратив тем самым всеобщую катастрофу), становится еще одной жертвой ПТСР. Причем изменения Тора точно списаны с того ада, в который погружаются ветераны войн, вернувшиеся к гражданской жизни.
Первый час «Финала» — одна из сильнейших драматургий в фильмах Кинематографической вселенной. Он пропитан мрачной атмосферой всеобщего отчаяния и напрочь лишен экшен-сцен. Перед нами наконец в полной красе открывается истинный смысл КВМ: франшиза всегда была не чем иным, как портретом неудачи. Историей о людях, которые раз за разом подводят тех, кого они любят, пока сами не начинают терять веру в саму идею спасения. И пусть подобная мысль уже мелькала в самых первых фильмах вселенной вроде «Железного человека» и «Первого мстителя», идеология неудачи сформировалась только в «Мстителях» Джосса Уидона. Именно в той ленте Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) превратил смерть агента Колсона (Кларк Грегг) в настоящее оружие — Мстители вынуждены были отбросить свои личные убеждения и сплотиться, потому что они потеряли того, кто верил в них больше, чем кто-либо другой. Возможно, поэтому смерть Колсона за почти двадцать фильмов до сих пор ощущается наиболее значимой во всей киновселенной. Во-первых, трудно было не полюбить столь обаятельного героя, а во-вторых, такой сюжетных ход стал подспорьем фактически безупречного первого акта «Финала».
О нем действительно можно говорить очень долго, поскольку этот условный час богат на настоящую кинематографию, которой, к примеру, не было в шумной и самовлюбленной «Войне бесконечности». Кроме того, об оставшихся двух актах особо и не распространишься из-за спойлеров, а также потому, что о каждом можно рассказать в одном предложении. Акт №2 становится своеобразным признанием в любви КВМ к самой себе, попутно вознаграждая преданных зрителей щедрой порцией фан-сервиса и головной болью от ряда несостыковок и сюжетных дыр. Акт №3 напоминает, почему перед нами все-таки «вселенная», состоящая из огромного числа героев, и радует масштабной финальной битвой, которую некоторые опрометчиво сравнят с «Властелином колец», хотя ближе к ней, конечно же, месиво из компьютерных фигурок в кульминационной битве прошлогоднего сай-фая «Первому игроку приготовиться».
Главное преимущество 22-го фильма, особенно над «Войной бесконечности», заключается в его эмоциональности. Мы наблюдаем за рефлексией персонажей, которые успели за все это время стать родными. Среди актеров особенно выделяется Роберт Дауни-младший, который с успехом выкручивает на максимум свой драматический талант, пробивающийся даже сквозь многослойные компьютерные эффекты. Но опять же, неспешность и переосмысление акцентов первого акта позволяют актерам, привыкшим в данной киносерии развлекать зрителя, преподносить свой материал немного в новых для себя тонах. Так, по-новому перед нами раскрывается идеалист Стив Роджерс, на своем горьком опыте убедившийся, что героизм есть не способность спасти мир, а наличие сил не переставать пытаться. Эванс лучшим образом завершает эволюцию Капитана Америка и прощается с персонажем на высокой ноте.
Марк Руффало, чей Халк в последнее время все больше походил на посмешище, наконец обрел свежий взгляд на своего героя, во многом за счет комедийного таланта актера. Свой звездный час получил и Джереми Реннер: братья-режиссеры не забыли про лучший эпизод «Эры Альтрона» с участием семьи Бартона и попытались раскрыть персонажа в той же степени, что и Джосс Уидон. Крис Хэмсворт и вовсе демонстрирует небывалую эмоциональную гибкость, прекрасно сочетая свой комедийный талант со способностью отыгрывать драматические эпизоды, показывая, что и боги бывают сломлены. Неудача — также большой страх и для эгоцентричного Тони, человека куда более прагматичного и ориентированного на достижение конкретных результатов, нежели Капитан Америка. Так что и Старк открывается с новой стороны, по-настоящему уязвимым, хотя в этом направлении уже работал Шейн Блэк в «Железном человеке 3».
Третья фаза в так называемой «Саге бесконечности» получилась наиболее эксцентричной и непредсказуемой на поворотах. Сначала Джеймс Ганн предложил нам межгалактический эпик про родительский абьюз, затем последовал комедийный взгляд Тайки Вайтити на ужасы колониализма в третьем «Торе», а Райан Куглер в «Черной Пантере» внедрил афрофутуризм в историю борьбы с политическим насилием. Вселенная Marvel становилась все больше, лучше, в ней начали фигурировать смелые идеи и неожиданные подтексты (отчего та же «Война бесконечности» ощущается как шаг назад), и фильм за фильмом мы понимали, насколько герои вселенной Marvel на самом деле несовершенны. Кроме, конечно, портящей всю картину Капитана Марвел. В конечном итоге первый акт «Финала» как раз становится кульминацией несовершенности сверхлюдей — завершающим штрихом их портрета неудачи. Истинные Мстители, которые в кои-то веки собрались не предотвращать беду, а отомстить за тех, кого они подвели.
Как завершение одиннадцатилетней истории, «Мстители: Финал» получились идеальным прощанием с любимыми персонажами. Композитор Алан Сильвестри сумел максимально удачно совместить драматичные эпизоды с эпическими мелодиями сражений, а весь основной актерский состав отыграл, безусловно, свой главный концерт в серии. И пусть данное кино нельзя назвать цельным и равномерным, пусть у него есть свои огрехи и золотые моменты (как, например, объединение женских персонажей против неприятеля), эмоциональность все приводит к идеальному балансу. Эпоха подошла к концу, трогательному, искреннему и, как полагается, размашистому. Что будет дальше с Киновселенной Marvel, пока неизвестно, но после такого заслуженного финала одиннадцатилетней истории возвращаться к ней уже не у всех появится желание.
За информацию благодарим сайт lostfilm.info
Рецензия на фильм «Мстители: Финал»: Прощальный концерт
|