Когда Лили Джеймс была школьницей, ещё задолго до того, как превратилась в Золушку – и до того, как начала создавать проблемы в «Аббатстве Даунтон», - настолько отвратительно одевалась, что шанс когда-нибудь выглядеть привлекательно был почти равен нулю.
«О боже, это было ужасно, - мрачно бормочет она, и прячет лицо в ладонях от воспоминания. – Я была на вечеринке в честь дня рождения с несколькими друзьями, на дискотеке в сельском клубе, и мы решили, что будет неплохо надеть розовые платья. Только это были не совсем платья, а мини-юбки из лакированной кожи и жуткие туфли на каблуках. Не представляю, почему родители позволили нам разгуливать в таком виде».
«С тех пор я хожу в повседневной одежде. Отказалась от каблуков и провела остаток подросткового периода, пытаясь быть самой неподобающе одетой на любой вечеринке. Честно говоря, думаю, я слишком рано пустилась в «гламурные» тяжкие, причём одним махом».
Мы сидим во дворике местного для Джеймс кафе на углу улицы на севере Лондона. Она живёт недалеко, и сегодня явно выглядит так, словно рана лакировано-розово-кожано-скандального-платья всё ещё кровоточит: шоколадно-каштановые волосы собраны в небрежный полу-пучок, тёмно-серый джинсовый комбинезон, полосатая футболка и спортивные кроссовки-конверсы. Не веник из фуксии.
«Мой личный стиль – по-прежнему, выглядеть прилично, м-м, непринуждённо, - говорит 27-летняя девушка, оглядывая себя. – Мне никогда не хочется выглядеть так, будто я слишком сильно стараюсь. Хотя нравится наряжаться в костюмы и узнавать об одежде современных дизайнеров – теперь я вижу в этом мастерство».
Это был плавный путь к признанию моды, и Джеймс относит это на счёт того, что провела большую часть последних нескольких лет, играя ряд персонажей, по сравнению с которыми Либераче выглядит безвкусно одетым.
Наряду с Золушкой на большом экране и леди Роуз из «Даунтон», были ещё Наташа Ростова в сериале Би-Би-Си «Война и мир», и даже вооружённая Элизабет Беннет в «Гордости и предубеждение и зомби», комедийном боевике-адаптации классического произведения Джейн Остин.
«Ходить на примерки костюмов и надевать эти невероятные одежды - словно действительно переносишься в другое время, - говорит она. – Это самый быстрый способ вжиться в образ, определиться, как она стоит и двигается, и это такая честь – надевать красивые вещи». – Даже несмотря на тиару, усыпанную фианитами, во многом последняя роль Джеймс на данный момент самая блестящая.
О том, как стала моделью Burberry
В августе Burberry, британский элитный дом моды, объявил её лицом своей парфюмерной линейки My Burberry, начиная с My Burberry Black. В первой кампании, стильной короткометражке, созданной руководителем Burberry Кристофером Бейли со снимками, сделанными фотографом моды Марио Тестино, мы видим Джеймс в фирменном габардиновом плаще, под дождём, после чего она раздевается догола, не считая пары чёрных кружевных трусиков, и заканчивает, прислонившись – по какой-то причине, – к огромному флакону духов.
Примеряя роль, она обнаружила, что идёт по следам супермоделей Кейт Мосс и Кары Делевинь. Это впечатляющее наследие, скажу я, но слышать её имя наряду с именами супермоделей – вызывает лишь явный скептический смешок.
«Никогда о себе в этом ключе не думала, - протестует она, ставя чашку с чаем. – Когда я в первый раз делала фотопортрет в театральной школе, мне пришлось заплатить дважды, потому что не получалось сделать хороший снимок. Это было унизительно. А теперь я делаю это как надо, когда меня фотографирует Марио Тестино полуобнажённой для билборда на Пикадили-Сёркус. Это невероятно».
Вопреки её довольно недавнему появлению в мире моды, Burberry – марка, которую Джеймс обожает долгие годы, надевая их безупречные наряды на церемонии с красной дорожкой и (возможно, опрометчиво) «на Гластонбери».
Burberry по её словам «в корне британское и прикольное», поэтому когда Бейли лично выбрал её для новой затеи – её первой глобальной модельной кампании, - она ни секунды не сомневалась.
«Кристофер сказал, что нашёл меня с помощью того маленького видео, которое я разместила на ютубе для подруги, и которое, как мне казалось, вряд ли кто-то увидит, - говорит она. – Ему нравится находить новые таланты, и Burberry кажется семейной компанией, по тому, как они заботятся о тебе. К тому же, если ты работаешь с такими творческими личностями как Кристофер и Марио, чьи фотографии просто волшебны, то очень легко верить всем».
На фотосъёмке для журнала «The Telegraph» за несколько дней до нашего интервью, Джеймс расслаблена и явно наслаждается позированием в последних изделиях от Burberry. Она и выделяется в кампании, и производит впечатление естественности – даже когда прислоняется топлес к флакону духов размером с бочку.
«Думаю, это было своего рода крутым поворотом для меня, но это действительно весело. Мне нравится моделировать и фотографироваться, особенно в красивой одежде, хотя кажется, что у меня лицо не меняется, - замечает она. – Я иногда думаю, что не могу бесконечно стоять с приоткрытым ртом и склоненной головой…»
Чтобы продемонстрировать лицо, о котором упоминает, она чуть склоняет голову в сторону и глазеет на меня с открытым ртом несколько обескураживающих секунд.
«Вот так».
Джеймс очаровательна: дружелюбна, внимательна и забавна. А ещё она паникёр, из-за чего часто извиняется во время беседы. Когда чрезвычайно невоспитанный высокогорный терьер, сидящий под соседним столиком, вскакивает на нас, к примеру, она каким-то образом умудряется сказать «прости» собаке, за то, что испугала её.
Несмотря на нервозность, присутствующую и по сей день, она всегда была актрисой. Урождённая Лили Томсон, выросшая в Эшере, Суррей, она с четырёх лет снимала домашние видео, в которых пела и изображала различных персонажей для своей семьи – включая двух братьев, старшего и младшего, которые частенько велели ей замолкнуть.
«Есть одно видео, где я, кажется, изображаю Крысолова, - припоминает она. – Я оделась старичком в шляпе, прихрамывающего, и слишком тщательно выговаривала всё, что произносила. Я совершенно ужасна, но явно наслаждаюсь тем, что делаю».
Артисты окружены знаменитыми родственниками. Её отец-американец, Джеймс (скончавшийся в 2008-м, и чьё имя взяла Лили, став профессиональной актрисой) был музыкантом, поэтом, актёром и писателем. У неё также есть тётя-художница, а её покойная бабушка, Хелен Хортон, была актрисой, которая в 1980-х несколько лет снималась в «Шоу Бенни Хилла», и которая была голосом «Мамы», бортового компьютера в «Чужом» Ридли Скотта. После посещения Tring Park, школы исполнительных видов искусств, где она «никогда не делала того, что ей говорили», Джеймс неожиданно для себя успешно прошла отбор в Гилдхолл для обучения театральному мастерству, изначально отдавая предпочтение пойти куда-нибудь изучать музыкальный театр или – если всё остальное провалит – философию и психологию.
«В тот момент я совершенно не хотела быть актрисой, - говорит она. – Учила английский на пятёрки и ненавидела это. Скучала над «Гамлетом» и ничего не читала. Но едва попала в театральную школу, они перестали слишком анализировать слова, и мы изучали их, произнося и слушая. Вот так вы учитесь понимать Шекспира. Неожиданно всё это словно "щёлкнуло", и я осознала, насколько потрясающим это может быть - взять текст и исполнить его».
В конце концов, всё оказалось не так уж плохо. В 2012 году, спустя два года после окончания Гилдхолла, имея за плечами всего две роли на телевидении и несколько театральных выступлений, она получила роль, давшую толчок её карьере – озорной леди Роуз Макклер (позже Элдридж) в «Аббатстве Даунтон».
«Я до сих пор не могу до конца поверить, что попала туда. Я любила исторические драмы, когда была младше – Кейт Уинслет была практически моим кумиром, - и вот оно. «Даунтонмания» разлетелась по всему миру. Так здорово – быть частью всего этого».
«Даунтон» мастеркласс от Дамы Мэгги Смит
Учитывая, что это была её первая главная роль, Джеймс стремилась учиться как можно больше у остальных членов актёрского состава – и не в последнюю очередь у Дамы Мэгги Смит, трижды получившей награду премии Эмми за образ язвительной вдовствующей графини.
«В один из первых дней я поинтересовалась у Мэгги, была ли сцена с моим участием хорошей, а она лишь взглянула на меня и произнесла: "О, я не знаю, право?", - делится Джеймс. – Не знаю, можно ли научиться тому, что делает она, но она очень много слушает. Я наблюдала за её глазами. Она так же остра на язык, как её персонаж, и была так добра ко мне, когда я мучилась из-за прослушивания в "Золушку"».
Снимаясь в «Даунтоне» в 2013-м, Джеймс обошла сотни других актрис – у многих из которых было гораздо больше опыта в съёмках высокобюджетных фильмов – в конкурентной борьбе за роль героини в фэнтезийном художественном фильме сэра Кеннета Брана и Диснея, присоединившись к актёрскому составу, включавшему двух его героинь – Кейт Бланшетт и Хелену Бонем Картер.
«Люди говорили мне, что роли вроде Золушки не слишком часто попадаются, и когда попадаются, то всегда в нужное время. Именно так и казалось. Всё и все в этом фильме были замечательными и неожиданными. В сущности, Кен хотел рассказать историю о взрослении этой девочки, помогал мне во время этого опыта».
Не требуется исследователь, чтобы установить связь между большинством ролей Джеймс – особенно экранизациями литературных произведений. Сразу же после «Золушки» – Наташа Ростова в «Войне и мире» была почти так же лихорадочна: влюблённая красавица, сражающаяся за то, чтобы семья воспринимала её серьёзно. И Джульетта, которую она играла в «Ромео и Джульетте» Брана в Вэст-Энде этим летом, постановка, которая так же увидела прекрасного Принца из «Золушки», Ричарда Мэддена, в роли Ромео. Добавьте сюда Лиззи Беннет и получится четыре подряд.
«Не думаю, что смогла бы сказать «нет» какой-то из этих ролей, но я распознала эту сквозную линию, - задумчиво произносит она. – Это заставило меня активно поработать над изменением Джульетты, чтобы она не была такой любезной и настолько наивной. Я слишком много играла влюблённых, и готова больше не делать этого».
В реальной жизни Джеймс была в отношениях с актёром Мэттом Смитом – известным по роли Доктора Кто – в течение двух лет. Она отказывается говорить о нём и отбривает с внезапной жёсткостью, когда я шутливо называю их звёздной парой («давайте не будем это так называть»).
О том, как быть частью новой британской «актёрской группы»
Она и Смит – два ярчайших света в тесном кругу британских талантов, обучавшихся в театральной школе, которые «засияли» в одно время и попытались прорваться в Голливуд. Эта попытка включает «Войну и мир», где её партнёрами были Джеймс Нортон и Джесси Баккли (ещё одна пара в реальной жизни), старинную подругу по «Даунтон» Джессику Браун-Финдли и лучшего друга Фредди Фокса, с которым познакомилась в Гилдхолле, и который недавно заменил её Ромео в последнюю минуту, когда Ричард Мэдден и его дублёр травмировались. Многие из этих дружеских отношений формировались в течение долгих съёмок.
«Война и мир», например, это шесть напряжённых месяцев совершенно непоследовательных съёмок (книга охватывает пятнадцать лет, что означает – утром Джеймс может изображать Наташу как женщину с разбитым сердцем, а в обед – как впечатлительного подростка) в разгар зимы в Литве.
«Что на самом деле здорово в этой работе, так это то, что ты начинаешь проект, и его съёмки затягиваются настолько, что ты создаёшь потрясающую связь с людьми, теряясь с ними на некоторое время в особом мирке».
«У нас отличная команда в Лондоне и в пригороде, мы часто видимся, - говорит она. – Я снималась в "Гордости и предубеждение и зомби" с Дугласом Бутом, моим хорошим другом, а на днях побывала на вечеринке с Фелисити Джонс и Дженной Коулман. Это здорово, все мы борцы отчасти, и безумно любим то, чем занимаемся».
Вместе с прекращением влюблённостей на экране, Джеймс планирует также на некоторое время отойти от исторических драм. Она признаёт, что скучает по «Даунтону», съёмки которого завершились в прошлое Рождество, но теперь есть шанс двигаться дальше.
«Не хочу закрывать за собой дверь, но я достигла той точки, когда ищу что-то современное. Мне бы хотелось сыграть в разных стилях, где тебя не будут сдерживать рамки истории в том, как проявлять эмоции или говорить, или что чувствовать. Хотя пока что этого не произойдёт».
Это правда. За исключением предстоящей криминальной комедии «Юный вдитель», в которой Джеймс играет официантку-американку, наряду с Кевином Спейси и Джейми Фоксом, следующие три её проекта связаны со Второй мировой войной.
Джеймс, возможно, и смогла оставить позади 19-ое столетие, но ведь есть ещё двадцатое. На самом деле, она готовилась к одному из проектов как раз этим утром. В следующем году мы увидим её в роли Элизабет Нел, секретаря в военное время Уинстона Черчилля, которого сыграет Гэри Олдман в «Тяжёлом времени» Джо Райта. Чтобы войти в роль, Джеймс неделями лихорадочно практиковалась в «слепом наборе» на старомодной пишущей машинке.
«Мне, наверное, даже не придётся на самом деле печатать в кадре, но я не могу рисковать, - говорит она, стуча по столу в качестве доказательства. – К тому же, если с актёрством не выйдет, я всегда могу пойти и поискать работу в старом сортировочном отделе, верно?»
А пока актёрство – а теперь и моделирование, - похоже, выходит просто отлично. Джеймс понадобилось чуть меньше четырёх лет, чтобы из подающей надежды выпускницы театральной школы стать одной из самых востребованных британских актрис. Понятное дело, этот подъём даже её застал врасплох.
«Иногда я останавливаюсь и думаю: "Как это случилось?", - говорит она, понижая голос, выглядя на мгновенье почти виноватой. – Я знаю, что многие из моих первых попыток были широко известны, и я очень часто чувствовала себя не в своей стихии. Я дважды снялась на телевидении, а потом попала в «Аббатство Даунтон», так что у меня не было особой возможности для неудачи. Но всё нормально, ты должен прощать себе такое. Надеюсь, я стала лучше и уверенней в себе».
В ближайшие годы, по словам Джеймс, она хочет просто оставаться занятой, работать с интересными режиссёрами и актёрами. Она «не загадывает далеко вперёд», но затем всё же упоминает также (глубокий вдох): играть в бродвейских постановках, участвовать в кампаниях Burberry, петь в мюзиклах, жить в Нью-Йорке, играть в лондонском Национальном Театре, вернуться на телевидение, взяться за живопись и – в конечном итоге – «может быть, переехать в Тоскану, окружённой множеством детишек и подсолнуховыми полями».
Вы будете глупцом, поспорив хоть с чем-то из этого списка. Так ли представляла себе «быть актрисой», когда была подростком?
«Думаю, я приукрашивала и думала, что всё будет очень гламурно, - говорит она, улыбаясь в остатки чая. – На самом деле, всё даже лучше, чем я представляла».
Перевод выполнен Найк специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Интервью Лили Джеймс для The Telegraph (2016)
|