Режиссёр Дэвид Кроненберг возвращается и на этот раз с экранизацией романа Дона Делилло «Космополис». Роберт Паттинсон стал актёром, которого канадский режиссёр выбрал на роль Эрика, богатого человека, который буквально живёт в своём лимузине. Что-то должно было измениться в нём тогда, когда он встал наравне с такими великими актёрами как, Майкл Айронсайд, Джеймс Вудс, Кристофер Уокен, Джефф Голдблюм, Джереми Айронс, Вигго Мортенсен и Джуд Лоу.
Был ли ты знаком с романом Дона Делилло?
Роберт: Нет, но к тому времени я успел прочесть другие его работы. Сначала я прочитал сценарий, который мне прислал Дэвид Кроненберг, а уже после сам роман. Несколько моментов настолько меня впечатлили, что вероятность экранизации подобного показалась мне невозможной. Но, даже ещё до прочтения книги, в сценарии меня поразил быстрый темп и напряжённость сюжета.
Что больше всего привлекло тебя в этом фильме?
Роберт: Кроненберг, конечно же. На сегодняшний день, я успел сняться в небольшом количестве фильмов, но ни один из них не приблизил меня к тому, чего я давно ждал. Он же не разочаровал меня. Я знал, что подобный опыт работы будет очень интересным и уникальным. К тому же, мне понравился сценарий, больше похожий на целую поэму. Загадочную поэму. Обычно, когда ты читаешь сценарий, сразу понимаешь, что произойдёт, куда ты пойдёшь, и чем всё это закончиться, с допущением небольших изменений, конечно же. Но в этот раз всё было абсолютно иначе, чем дальше я читал, тем больше переставал понимать и представлять себе, куда должен отправиться герой, и тем больше мне хотелось стать частью этого.
Читая книгу, ты представлял себе, как всё это будет выглядеть на экране?
Роберт: Однозначно нет. Во время съёмок всё получалось постепенно, начиная с текста и заканчивая многими визуальными эффектами, которые придали фильму должную форму. Это был живой процесс. Даже во время первой недели съёмок мы все задавались вопросом, а что же из этого всего выйдет.
Теперь, когда фильм полностью готов, что скажешь, сильно ли он отличается от сценария, или всё же приспособлен к тому, что написано?
Роберт: Трудно сказать, я видел фильм дважды. Первый раз я был поражён тем, насколько он вышел пафосным, хотя должен был предположить это ещё во время съёмок. Второй раз я уделил больше внимания игре актёров. Оба раза со мной вместе его смотрели и другие люди, и оба раза реакция у всех была совершенно разной от смеха в зале до волнительного и захватывающего напряжения. И я был удивлён тем, какие различные и разнообразные эмоции вызывает этот фильм.
На твой взгляд, кто такой Эрик Пэкер, как бы ты его описал?
Роберт: Для меня Эрик - это тот человек, который чувствует, будто относится к другой реальности, словно он с другой планеты и теперь пытается выяснить, кто он есть на самом деле, ищет себя. Но при этом, он понимает достаточно для того, чтобы заработать своё состояние. Он чувствует себя вполне комфортно в мире финансов, он не специалист, нет, скорее человек с хорошо развитым инстинктом. Также в фильме вы сможете увидеть то, что его подход к финансовым данным и привычка планировать всё на будущее так повлияют на его жизнь, что он уже не будет знать, как жить настоящем днём. Нет, он, конечно, представляет себе, как функционирует реальный мир, но его представления тоже довольно своеобразны.
Говорил ли ты об этом с Дэвидом Кроненбергом?
Роберт: Да, немного, но он искал способ привнести в этот фильм что-то необъяснимое. Особенно мне понравилось сниматься в моменты, когда я не знал и не видел, что делаю, от моего поведения зависели дальнейшие спецэффекты и развитие сюжетной линии. Это странный способ съёмок, основанный скорее на чувствах, нежели на идее.
Как ты готовился к этой роли?
Роберт: Дэвиду не нравятся всякого рода тесты и кастинги. Мы не так много говорили о фильме до съёмок. Я не был знаком с другими актёрами до съёмок. На самом деле, мы встретились буквально в лимузине Эрика Пэкера. И это была приятная встреча. С начала съёмок я словно бы жил на съёмочной площадке, внутри машины, она всегда стояла там, и была моим домом. Я приглашал других актёров в свою комнату, чувствуя себя при этом неким капитаном, сидящим в своём кресле и путешествующим по миру. В какой-то степени это даже помогло нам. Так как мы все в какой-то степени должны были приспособиться к миру Эрика и его образу жизни.
Привнёс ли ты своё мнение в то, как должен выглядеть главный герой, и какой гардероб у него должен быть?
Роберт: Всё дело в том, что он должен был выглядеть нейтрально, мы хотели избежать избитых стереотипов богатого бизнесмена. Споры были только о том, какие солнцезащитные очки он должен носить. Я искал такие, которые меньше других говорили бы о персонаже.
Есть ли разница в том, чтобы снимать сцены в том порядке, в каком они записаны в сценарии?
Роберт: Это действительно важно, подобные съёмки имеют свой определённый эффект, который влияет на весь фильм. Во-первых, никто не знает, в каких тонах будет фильм, хорошо, возможно Дэвид и знал, но никому не говорил этого. Для команды тоже существует свой определённый эффект, когда они раскрывают своего персонажа, в итоге получая в конце фильма, полноценную личность.
На съёмочной площадке ты познакомился со многими великими актёрами. Как впечатления?
Роберт: Когда я согласился сниматься в фильме, Пол Джаматти был единственным актёром, записанным в проекте, что тогда показалось мне фантастическим. А после было волшебно и в тоже время страшно видеть, как Жюльетт Бинош, Саманта Мортон, Матье Амальрик, и другие присоединяются к проекту. Каждый из них привнёс что-то своё, что-то новое. Это было нелегко для них, прежде всего из-за того, что Дэвид хотел, чтобы все тут же вливались в деятельность. Это был некий вызов для них, потому что на всё давалось очень мало времени. Если я изначально был в этом мире, то остальным необходимо было привыкнуть к нему. Особенно Жюльетт Бинош, которой пришлось пробовать различные версии интерпретации её героини.
В фильме смешалось сразу несколько стилей игры, возможно, это из-за присутствия актёров разных национальностей или такова была задумка Кроненберга? Роберт: В фильме много различных чувств, и я думаю, это то, что искал Дэвид. Это разнообразие подчёркивается персонажами, которые считаются истинными американцами, ну за исключением героя Матье Амальрика. И подобные различия соответствуют Нью-Йорку, где все, кажется, выходцы из разных стран и городов, и где много людей, чей родной язык вовсе не английский. Конечно, фильм не особо гнался за реализмом, в том числе и место, никто никогда не настаивал на определённом городе. Но актёры, которые по-разному смогли отразить то место, где живут их персонажи, привнесли в фильм некую абстрактность.
Готовясь к этой роли, искал ли ты вдохновение в работах других актёров?
Роберт: Совсем наоборот. На самом деле, я старался избежать любой схожести и стереотипов. Особенно мне не хотелось напомнить зрителям о других фильмах, Уолл-стрит, бизнесе и всём прочем… Я хотел найти правильное эмоциональное состояние своего героя, а не полагаться на стандартные атрибуты и эффекты.
Помнится, что у Кроненберга было какое-то конкретное требование при съёмках фильма?
Роберт: Он настаивал на том, чтобы мы произносили диалоги в точности по сценарию, буквально слово в слово. Он не терпел никаких отступлений. И нам приходилось выполнять это. Зато мы были достаточно уверены в себе, так что в основном все сцены снимались всего за пару дублей, что немного пугало. Например, в первый же день съёмок Джаммати, Пол должен был произнести длинный монолог его персонажа, самая длинная речь во всём фильме, и Дэвид снял это с одного дубля. Он это сделал, и мы двинулись дальше.
Тебе самому понравилось работать подобным образом, произнося диалоги, точно по сценарию? Роберт: Это было чем-то совершенно новым для меня, и возможно именно это побудило меня принять участие в этом фильме. Мне ещё ни разу не предлагали ничего подобного. Обычно никто не придерживается строго сценария, это всего лишь некая база для актёров, и предполагается, что они должны развить её в дальнейшем. Во всех моих предыдущих фильмах все диалоги были довольно гибкими. Но в этот раз, это было чем-то сродни постановки Шекспира в театре, когда ты не имеешь права ничего изменить в тексте.
А лимузин, значит, был вашей сценой? Роберт: Именно. И при таких декорациях можно снять сразу же несколько сцен. Я потратил достаточно много времени на изучение своих диалогов. Так как они должны были создавать напряжение… И пусть во время съёмок я вынужден был вести образ жизни отшельника, для того, чтобы войти в образ, запомнить десятки страниц сценария, и быть всегда сосредоточенным. Но на самом деле, это был приятный опыт, возможно, он даже лучше всех тех других съёмок, где всё разделено.
Что оказалось самым трудным во время съёмок?
Роберт: Сыграть тревожного персонажа, который к тому же не будет предсказуем. Я мог выйти за рамки этого, но Дэвид полностью контролировал весь процесс. Прежде я никогда ещё не встречал режиссёра, который бы точно также работал над фильмом, контролируя каждый аспект и точно зная, какую фразу хочет услышать в тот или иной момент. Сначала это казалось странным, но постепенно я чувствовал себя более и более уверенно.
Перевод выполнен Rebelde_Chica специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk . При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Роберт Паттинсон: "Эрик - это тот, кто чувствует, что принадлежит к другой реальности"
|