Для мюзикла фильм слишком топорен, для мелодрамы – простоват, в комедии его записывать и вовсе ошибка. Нелюбимый и нежеланный ребенок в семье голливудского музыкального кино.
Кэти возвращается домой и обнаруживает на столе записку: ее муж Джейми решил порвать с ней. В отчаянии девушка начинает перебирать в памяти все то, что сопровождало ее жизнь последние пять лет: от первой встречи с будущим супругом до первых подозрений в неверности, от начала его удач до последних собственных провалов, от огромной всепоглощающей любви до полного непонимания друг друга. За пять лет Джейми из скромного начинающего писателя превратился в литературную суперзвезду, а Кэти так и не смогла пробиться в актерской профессии дальше проб в провинциальный театр. Так что же такое произошло, что некогда влюбленная пара вынуждена была расстаться?
Перенесенные на большой экран популярные американские мюзиклы обсуждать крайне сложно. Во-первых, у нас просто не существует культуры мюзикла, точнее, она из старых советских фильмов через детское кино была вытеснена на телевизионные задворки, да и там в кадре петь предпочитают исключительно на праздники. Во-вторых, качество экранизированного мюзикла зависит от исходного материала даже в большей степени, чем обычное кино зависит от сценария, ведь зачастую киномюзикл – это буквальный перенос театральной постановки. Хорошо, если за работу берутся специалисты Disney, как это было с недавним «Чем дальше в лес…», они при любом раскладе привносят в постановку собственную магию, а их картина превращается в музыкальный блокбастер. Гораздо хуже, когда за адаптацию берется студия попроще, тогда фильм превращается в банальный пересказ шоу, неоднократно прошедшего на сцене.
«Последние пять лет» – ровно такое кино. Сам театральный мюзикл не предполагает ни бурных красок, ни ярких сценических номеров, ни полета фантазии. История Кэти и Джейми – это сугубо бытовой случай из жизни, тот самый классический случай «несчастной семьи», которая по-толстовски несчастна по-своему. Интересно ли зрителю узнать, что в отношениях влюбленных пошло не так? В какой-то мере. Стоит ли их история полуторачасового песенного марафона? Очень вряд ли.
Самая главная беда фильма «Последние пять лет» перетекает из одноименного музыкального шоу – история Кэти и Джейми попросту неинтересна. То есть, конечно, посмотреть на то, как вспыхивают чувства, как растет увлеченность, как взрывается всеми цветами радуги любовь, в какой-то мере занятно, но, откровенно говоря, Кэти и Джейми – совсем не те персонажи, чья жизнь радикально отличалась бы от чьей-то еще. Это такие не слишком близкие знакомые из соседнего дома, подъезда, с лестничной площадки. Он где-то вроде работает и даже, кажется, чего-то добился, она сидит дома или ездит по сколь бесконечным, столь и безуспешным пробам и кастингам. Скука. Возможно, кому-то интересно примерить себя на роль этих простых людей, но только зачем? Сохранить свою семью они вам не помогут.
А ведь именно в этом должно скрываться второе дно фильма, в нем должен содержаться если не рецепт «долгой и счастливой жизни», то хотя бы подсказки, как лодке семейной жизни не разбиться о рифы быта. «Последние пять лет» не дают ответов. Больше того, единственный вывод из просмотренного – они оба заслужили ту судьбу, к которой герои в финале приходят. Оба эгоисты, оба не способны на компромиссы, оба легкомысленны и зациклены – этому союзу не суждено было длиться вечно.
Впрочем, оставим сюжетную лирику и перейдем к музыкальной составляющей. Здесь тоже все не безоблачно. Конечно, судить качество песенного материала должны иные специалисты, мы лишь отметим, что фильм «Последние пять лет» крайне поверхностно подошел к адаптации. По большому счету вся картина – это череда из 14 песен, исполненных целиком, от первых нот вступления до заключительного аккорда. Даже самый простой мюзикл с фантазией использует темы главных героев, играет настроением, фрагментами. Лента Ричарда ЛаГравенеса проста, как заевшая в плеере аудиокассета, – песни тупо следуют одна за другой, перемежаясь редкими полуминутными прозаическими вставками. Низкий сорт, нечистая работа.
В таком положении трудно ожидать волшебного спасения от Анны Кендрик. Девушка эта безусловно одарена и актерским, и певческим талантом, но тащить на себе это фортепиано в одиночку она не способна, да и желания в ее глазах не видно. Кажется, для нее это всего лишь строка в резюме, не более. Куда больше старания должен был бы приложить Джереми Джордан, для которого фильм мог бы открыть двери в лигу повыше, но, видимо, таланта этого актера недостаточно, чтобы раскачать фильм, где ему досталась главная роль. Сложно представить, что в России существует серьезный запрос на западные мюзиклы, но, даже если он есть, «Последние пять лет» – это не та картина, которой можно было бы утолить музыкальную страсть. Да, в фильме поют, и поют много. Но это всего лишь картинки под музыку, а никак не кино. Неудача, компрометирующая жанр.
С 9 апреля в кино.
Рецензия на фильм "Последние пять лет": Этот стон у нас песней зовется
|