Давным-давно, в прошлом тысячелетии, во французском уголке старушки Европы, режиссер Жак Дере, впоследствии заслуживший репутацию постановщика крутых триллеров и боевиков, снял по рассказу Алена Пейджа фильм "Бассейн". Дере вместе с заслуженным французским сценаристом Жаном-Клодом Карьером написали пронзительную историю, напоенную любовной страстью и ревностью, звенящим напряжением и подтекстами, начавшуюся с безмятежной расслабленности и закончившуюся депрессивной драмой. То был один из лучших эротических и криминальных нуар триллеров 1960х и красивая мелодрама. Сюжет был кристально прост: пара Жан-Поль и Марианна мирно отдыхают на Лазурном берегу, пока к ним как снег на голову на сваливается приятель Гарри, бывший любовник Марианны, до сих пор имеющий на нее виды, со своей сексапильной юной дочерью Пенелопой, на которую не может не сделать стойку Жан-Поль, обладающий нормальными мужскими аппетитами. Историю разыграл блистательный квартет актеров — демонический красавец Ален Делон в роли Жан-Поля, его бывшая подруга Роми Шнайдер, с которой он трагически-скандально расстался за несколько лет до фильма, в роли Марианны. Гарри играл Морис Роне, уже встречавшийся на съемочной площадке с Делоном в аналогичной ситуации противостояния в фильме "На ярком солнце" Рене Клемана, а его дочь Пенелопу, особу без комплексов — 23-летняя Джейн Биркин, которая тогда уже была подругой самого популярного французского барда Сержа Гейнсбура и любимицей прессы.
Стильный и эстетский триллер Дере, равно глянцевый и психологичный, актуален и по сей день. Даже удивительно, что при современной моде на ремейки такая вкусная история до сих пор не была пересказана. Теперь мало известный широкому зрителю сицилиец Лука Гуаданиньо решил исправить сие упущение, адаптировал тот же рассказ Алена Пейджа "Бассейн" к реалиям третьего тысячелетия, пригласил весьма востребованного нынче француза-оператора Йорика Ле Со и тоже собрал без преувеличения выдающуюся актерскую команду. Британские актеры Тильда Свинтон и Рейф Файнс, которых иначе как иконами стиля не назовешь, приглашены на роли Марианны и Гарри, популярный бельгийский актер Маттиас Шонартс с очень уместным для этого героя шлейфом эротико-мелодраматических персонажей (бельгийский "Лофт" 2008 и его американский ремейк 2013, "Вдали от обезумевшей толпы", "Телохранитель") на роль Поля, звезду эротического триллера "50 оттенков серого" Дакоту Джонсон на роль соблазнительной "лолиты"-нимфоманки. Постановка заслужила овации Венецианского МКФ 2015. Так ли она актуальна на самом деле?
От ремейка, даже сделанного скромно "по мотивам", как говорит сам режиссер, подсознательно ждешь сохранения духа оригинала. Фильм Дере был весь соткан из изящных подтекстов и намеков, изысканных недосказанностей, купался в солнце и жарком томлении, дышал эротикой и страстями, представлял уникальный любовный квартет, каждый участник которого был сильным звеном; столкновение страстей, амбиций и характеров создавало завораживающее психологическое полотно. А следовавший за кульминацией финал в своей неоднозначности был почти прологом для еще одного не менее интригующего триллера.
Лука Гуаданиньо решил избавить историю от груза подтекстов и намеков, ожиданий и томлений, сделав вместо триллера и нуара курортную побасенку, линейную, прозрачную, конкретную... и вяловатую, чтобы не сказать безжизненную. Квартет персонажей все тот же, но великолепного интригующего любовного романа "в четыре руки", который был экзотическим флером на поверхности глубоких вод жизненных амбиций, гордыни, снобизма, больше нет. Вязь событий очень похожа, но целый ряд казалось бы мелких акцентов делает историю более стандартной, таинство пропадает. Тот градус красивой эротики, который украсил фильм Дере в 1969, при сегодняшней свободе нравов не стал бы событием и режиссер ремейка без колебаний пошел дальше, поминутно без стеснения обнажая своих персонажей и погружая их в крутой интим, но эмоционального отлика это не вызывает, эротическая пикантность утрачена.
Актеры в фильме у Дере были горячими секссимволами своего поколения и атмосфера на экране искрила. Совсем иное в "Большом всплеске". При всей моей любви к Файнсу и Свинтон, каждая роль которых событие — эротика не их конек, их харизма иного свойства. Тильда актриса феноменальная, яркая, царственно несет весь блеск своей породы и аристократической крови, на ее точеном холеном теле дивно смотрятся дизайнерские туалеты, но при всей известной эпатажности она распространяет скорее ауру благопристойной рациональности, нежели страсти и демонизма. Равно как и Файнс в предлагаемых обстоятельствах в своей безграничной спонтанности и раскованности ощущается скорее как коверный и светский хлыщ, чем как крутой мачо-авантюрист с печатью баловня судьбы и убежденный провокатор в общении с окружающими, каким он был у Роне. Поль Матиаса Шонартса бледная копия персонажа Делона, который поделился со своим Жан-Полем своим взрывным темпераментом, неуживчивым характером, некоторыми садистическими наклонностями и известной жесткостью. Шонартс играет благостную расслабленность, чередующуюся приступами ипохондрии, и полное отсутствие внутреннего стержня. Жан-Поль у Делона был альфа-самцом, хоть и с некоторыми психологическими дефектами, Поль Шонартса слишком мягок для доминанта и не так вызывающе красив как его экранный предшественник. О новой "эротической" звезде Дакоте Джонсон даже не хочется говорить — ее Пенелопа ощущается как подросток с нулевой чувственностью, далекий от женственности, инертный. Пенелопа Джейн Биркин была полна лукавства, обольстительных улыбок, выразительных взглядов — маленькая женщина себе на уме.
В общем, на смену французскому шарму пришла британская ироничная эпатажность и итало-американская прямолинейность, а на смену опасным любовных играм сибаритская расслабленность. Нельзя сказать, что фильм сплошное разочарование. Картинка необыкновенно хороша, редкой красоты живописные уголки Италии попали в кадр, скалистые обрывы, голубые лагуны, знойный песчаный сирокко, извилистый серпантин узких автотрасс, закаты, голубой бассейн, вокруг которого собственно и крутится вся история, уютные семейные ресторанчики, культ обнаженного тела, напоминающий об итальянском ренессансе. Операторская работа (Йорик Ле Со) вызывает живой отклик. Тильда Суинтон — сердце проекта, камера восхищается ее гламурной грацией, более того, Тильда, играющая рок-певицу, сама поет в студии — неожиданный и приятный эксклюзив. Историю сопровождает немало ярких музыкальных вкраплений. Однако со всей этой красотой соседствуют озадачивающие "находки" - после сольного номера во флешбеке Тильду вовсе лишают голоса (у певицы проблема со связками!); антагонизм Поля и Гарри, двух мачо в одной тесной келье, ставший причиной трагедии, под завязку ретушируют каким-то "иммигрантским следом", перечеркивая весь психологический накал истории. И сводят финал к банальному хэппи-энду. А от ленты после всей суеты и перипетий остается ощущение пустоты.
История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса...
За информацию спасибо сайту http://www.kinonews.ru.
Рецензия к фильму "Большой всплеск" (Дакота Джонсон)
|