Инженер-робототехник (Тео Джеймс) живет и трудится на секретной базе где-то среди живописных лесов, озёр и заснеженных скал. Вообще его наняла и поселила там некая могучая корпорация, но он втихаря своими проектами занят. С ним сожительствуют три робота – те самые проекты – и мёртвая любимая жена. Первый робот молчалив, бесполезен и неуклюж – большая коробка с ногами. Прототип номер два – улучшенная версия: умнее, ловчее, с четырьмя конечностями и развитым на уровне 16-летней девочки сознанием. Третий ещё в процессе допиливания, но уже настоящий андроид и выглядит почти как живая женщина. А мёртвая любимая жена загружена в специальный чудо-ящик и иногда оттуда звонит по телефону. Об авторе фильма «Мой создатель» (Archive), дебютанте большого кино Гэвине Ротери, нужно знать следующее. Он в широком смысле не такой уж дебютант. По основному профилю – художник, причем востребованный прежде всего в индустрии видеоигр. Наконец, он – близкий друг Данкана Джонса, сына Дэвида Боуи. С которым на равных работал над его дебютом, культовой «Луной 2112». Без преувеличений: всё визуальное оформление там, включая графику и прочее, – дело рук именно Гэвина Ротери. Даже где-то дублёром Сэма Рокуэлла успел подхалтурить, вот какой многостаночник.
Соответственно, здесь Гэвин Ротери только что за камерой не стоял и музыку не писал, доверившись заслуженным профессионалам: оператор – Лори Роуз, соратник Бена Уитли, снимал также новое «Кладбище домашних животных» и третий сезон «Острых козырьков», а композитор - Стивен Прайс, получивший «Оскар» за саундтрек к «Гравитации». Остальное – сам. И сценарий, и режиссура, и, конечно, художественная часть.
В свете вышесказанного неудивительно, что Archive – со всех сторон лепота и диво. Подолгу смакуемые зимние пейзажи, старомодный футуристический дизайн антуража с налётом киберпанковой японщины – где-то между «Бегущим по лезвию», «Маньяком» Фукунаги и той же «Луной 2112». Хотя кое-где, положим, заметен недостаток бюджета. Но оно и не портит ничего совсем, а, наоборот, украшает, даёт ощущение уютной душевной самодельности. Роботы эти, у которых внутри явно человек сидит, – ну не мило разве? Особенно с учётом, что, возможно, такое вынужденное, скорее всего, решение концептуально обосновано.
Сюжет так и напрашивается на сравнения с «Черным зеркалом» и «Из машины» Алекса Гарленда: тут тебе и электрический загробный мир, и искусственная женщина в бункере со своим изобретателем, и весь отсюда вытекающий трансгуманизм. Принципиальное отличие в том, что оба мотива меж собой крепко связаны, и туда же вплетён мотив психолого-мифологический (комплекс Электры). А это уже, как говорится, другое. И в целом, если уж Гэвин Ротери у кого и списывал, то, опять же, у дружка своего упомянутого. Поскольку на продукт их совместного творчества «Мой создатель» похож не только внешне, но рядом иных характеристик и элементов.
Заключительный твист, переворачивающий всё практически буквально вверх дном, по-хорошему ошеломляет (если вы, разумеется, заранее не догадаетесь, в чём соль, – но так в принципе со всеми твистами), однако вместе с тем порождает ряд вопросов типа «зачем?» и «почему?», ответы на которые предлагается додумать самостоятельно. При этом вряд ли вам удастся найти такой вариант, который послужил бы логичным объяснением всему. Но всё же единственно правильный лежит на поверхности и звучит всем знакомым образом: во-первых, это красиво.
3,5 из 5 За информацию спасибо сайту Российская газета
«Мой создатель»: Тео Джеймс мастерит роботов и болтает с мертвой женой
|