15 июля на стриминговом сервисе Peacock вышла экранизация романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Перенос романа Хаксли на большие и малые экраны — задача неблагодарная. Идеи писателя повлияли на весь жанр антиутопии — от «1984» Джорджа Оруэлла до «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд, но с экранизациями ему хронически не везло. Все попытки снять фильм по «Дивному новому миру» обернулись провалом. Несколько лет назад за адаптацию хотел взяться Ридли Скотт, но в результате отказался, решив, что лучше книге так и оставаться книгой. Причина кроется в истории создания: роман отражал страхи определенного поколения британской интеллигенции. На 1930-е пришлось развитие авиации и кинематографа, а евгеника еще не казалась такой уж антигуманной. Для современного зрителя проблемы, которые затрагивает Хаксли, во многом неактуальны.
Дэвид Винер («Бойтесь ходячих мертвецов») и его команда пошли по одному из немногих доступных путей и оставили от первоисточника только контур. Под нож пошли как неприкрытые сексизм и ксенофобия, так и главный конфликт. Вместо противостояния бездуховного масскульта и традиционных христианских ценностей сценаристы сосредоточились на классовой ненависти — проблеме, характерной для большей части современных антиутопий.
Идея секса для удовольствия, революционная в 1930-х, тоже претерпела изменения. Сейчас, в эпоху сексуальной свободы и тиндера, полигамными отношениями можно напугать разве что убежденного консерватора. На место публичных, но, по современным меркам, невинных заигрываний пришли секс-вечеринки и массовые оргии с сомнительным согласием, а главной проблемой стало размывание личных границ и вопрос осознания собственных желаний.
Вселенная «Дивного нового мира» изменилась вместе с генеральной идеей: в прямом смысле молящаяся на Генри Форда технократия, взрывная смесь социализма и капитализма, превратилась в типичный мир киберпанка. Тут и линзы с дополненной реальностью, и безликий футуристический мегаполис, и минималистичные интерьеры. На место единой религии (списанной, естественно, с христианства) пришла компьютерная сеть «Индра» — явление, немыслимое для Хаксли и ставшее обыденностью во времена «Черного зеркала» и социальных сетей.
...
Читать дальше »