Главная загадка человечества – как режиссерам удается снимать такие красивые, но скучные и безжизненные картины.
Книга «Щегол» американской писательницы Донны Тартт, получившей за роман в 2014-м Пулитцеровскую премию, оказалась у меня в руках лишь в 2015-м. Собираясь в двухнедельный отпуск в Италии (впервые предстояло ничего не делать целых 14 дней), я уложила на дно чемодана «Щегла», «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса и «Случайную вакансию» Роулинг.
Начала с самого увесистого «Шантарама», который высасывал из меня все жизненные соки целых пять дней к ряду, пока я не отчаялась и не бросила книгу, не дочитав последние 100 страниц. Плавать в Ионическом море и бегать по набережной Реджо-ди-Калабрия было куда веселее.
Пришла очередь «Щегла». Уровень того, насколько меня поглотила эта книга, отлично иллюстрировала моя пунцовая спина, которую не спасла защита от солнца 50. Ну еще бы — если с десяти утра до шести часов вечера валяться на лежаке и читать взахлеб, изредка переворачиваясь, чтобы загореть более менее равномерно, непременно станешь главным вождем краснокожих.
Роман Тартт я прочла за два дня. Хотя слово «прочла» не совсем уместно, потому что я прожила жизнь вместе с Тео Декером, проникаясь его страхами, переживаниями, болью и надеждами так сильно, что едва ли могла дышать размеренно и спать спокойно. Это фантастическая история о роли искусства в жизни человека и о том, как красота может помочь пережить даже самые страшные события. И эту великую идею Тартт упаковала в очень динамичный и живой сюжет, в центре которого потерянный и одинокий мальчик, очень скучающий по маме и пытающийся опереться хотя бы на кого-то в жизни (в том числе на наркотики и собаку по кличке Попчик).
Когда Warner Bros. купили у Тартт права на экранизацию, которую доверили режиссеру Джону Кроули, я была в восторге. Черт возьми, это же такая эмоциональная и живая история, в которой есть любовь, детективная линия, предательство, дружба, смерть, путешествия, поиск себя. Затем я посмотрела первый трейлер с участием Энсела Элгорта, Финна Вулфарда и Николь Кидмана. И подумала: «Ну это же просто восхитительно красиво! Однозначно самый ожидаемый фильм года».
12 сентября «Щегол» вышел в российский прокат. И я не могу сказать, что это грандиозное разочарование, но фильм едва ли вызывает какие-либо эмоции. Создатели картины внимательно прочли роман. Они очень четко поняли, как должны выглядеть герои, какую задачу поставить перед оператором, какие цвета должны быть преимущественно в кадре. Это очень красивая картина. Но совершенно пустая.
Во-первых, для «Щегла» очень важна хронология. Читая роман, вы взрослеете вместе с Тео, все лучше понимаете его и погружаетесь с головой в его жизнь. В фильме хронология нарушена, он строится на немного безумной и нелогичной нарезке эпизодов из жизни Декера, поэтому вместо того, чтобы упасть в омут с головой, вы каждый раз пытаетесь в принципе понять, кто перед вами и какой это период жизни Тео.
Во-вторых, в фильме нет эмоций. Все актеры — и Оакс Фегли (юный Тео), и Энсел Элгорт (взрослый Тео), и Николь Кидман, и Джеффри Райт — как будто ленятся играть. Ощущение, что они пассажиры такси, которым все равно, как и куда их везет водитель. А мы и вовсе праздные зеваки, которые видят проезжающий мимо желтый автомобиль. Ничего увлекательного, захватывающего и впечатляющего в «Щегле» нет. Даже Финн Вулфард, сыгравший самого одиозного персонажа книги — русского друга Тео Бориса, работает вполсилы. Он, конечно, прекрасно освоил русский акцент (третий сезон «Очень странных дел не прошел зря), но забыл, что Борис — оплот безумных идей и чрезмерных эмоций.
В-третьих, Кроули как-то поосторожничал с фильмом, что особенно хорошо прослеживается в отношениях Тео и Бориса. Да, из «Щегла» не вырезали, как из «Рокетмена», сцены с наркотиками, но только в книге жести было гораздо больше. Пока я читала, какие трипы ловили Тео и Борис, только и думала о том, как они до сих пор не откинулись. В фильме же их эксперименты с наркотиками почти невинные. Не говоря уже о том, что создатели фильма решили проигнорировать сцену, в которой у Тео и Бориса был секс под кислотой. Скромный поцелуй их совершенно не оправдывает.
В-четвертых, картина «Щегол» не стала главным персонажем фильма. Как верно заметил Антон Долин в своей рецензии, картина Кроули — это история мальчика, тоскующего по маме, а не человека, жизнь которого с ног на голову перевернули искусство и красота. Первую половину фильма картина Фабрициуса «Щегол» едва ли появляется в кадре. К концу ленты мы, конечно, понимаем, что полотно играет важнейшую роль в жизни Тео. Но и то создается впечатление, что Декер не может расстаться с «Щеглом», потому что это последняя ниточка, ведущая к маме. Создатели фильма сильно упростили идеи Тартт и подали взаимоотношения Тео с картиной Фабрициуса крайне плоско, из-за чего лента перестала быть вневременной и умной.
Если вы не читали книгу, фильм вас, вероятно, не разочарует, но покажется вас весьма бессмысленным. Если же «Щегол» стоит на вашей полке, то вы либо насладитесь красивой экранизацией в прямом смысле этого слова — буквально олицетворение слов Тартт без какого-либо глубокого смысла, либо впадете в недоумение — ну почему в Америке умеют снимать кино красивое, но плоское?
Автор: Софья Бронтвейн
За информацию благодарим сайт gq
Что не так с фильмом «Щегол» по роману Донны Тартт?
|