В прокат 21 августа вышел новый фильм режиссера Филиппа Нойса "Посвященный" (The Giver). Это - одна из самых ожидаемых киноновинок лета, фильм, снятый по популярнейшему роману-фэнтези. Главные роли исполнили Мэрил Стрип и Джефф Бриджес. Кроме них в картине есть Александр Скарсгард, известный по "Меланхолии", и Кэти Холмс.
"Посвященный" не встраивается ни в ряд блокбастеров, ни в когорту "детских" фильмов, хотя и маркирован 12+. Абсолютно взрослое философское кино, с отсылами к антиутопиям Оруэлла и другим попыткам описать систематизированно-счастливое будущее.
В безликой футуристической коммуне, очень похожей на современные офисы, существуют равнодушные люди. Каждое утро они - каждый в своей семейной ячейке - делают инъекции, которые лишают их каких-либо чувств, а, следовательно, сильных эмоций. И идут жить своей одинаковой черно-белой жизнью.
Так происходит, пока на одном из "корпоративов" - собрании коммуны, где проводится сразу несколько церемоний (стариков отправляют "на удаление", девятилетних детей благословляют на взросление и так далее), вдруг не выделяют одного из подростков по имени Джонас. Происходит это во время подростковой церемонии, которую у нас в прежние времена назвали бы "распределением" - каждому воздают по способностям и направляют работать в ту сферу, где он, по мнению клана-коммуны, будет наиболее полезен. Слова "благодарю за твое детство" и электронный "конверт" с направлением в профессию "раздает" глава старейшин Мэрил Стрип. Она появляется, как возрастная Белоснежка: вся в белом, с длинными белоснежными волосами, и в виде проекции. Вначале, кажется, глава старейшин обделила вниманием юного Джонаса, забыв сказать всем об его предназначении. Но потом выясняется, что он назначен очередным "Принимающим Воспоминания". И на следующее утро он, следуя инструкциям, перестает делать инъекции и идет на встречу с человеком, которого называют "Дающий". В фильме эту роль играет Джефф Бриджес.
Роман Лоис Лоури "Дающий", по которому снят фильм "Посвященный", был продан по всему миру тиражом более десяти миллионов экземпляров, рассчитан на детей школьного возраста, о них и написан. В книге, которую в США без преувеличения знает каждый школьник, главному герою всего 12 лет. В фильме главные герои - подростки, что существенно расширяет его аудиторию. А на роль "Принимающего Воспоминания", которому лет 17, приглашен 24-летний Брентон Туэйтес.
Однако сути это не меняет. А она заключается в том, что в свое время, 20 лет назад, на написание романа Лоис Лоури натолкнули личные переживания - ситуация с собственным отцом. Он старел, и уже не помнил многие вещи, которые могли оказаться весьма важными для нового поколения их семьи. Сама Лоис была в роли "Принимающего". А отец - "Дающего". Вот почему писательница весьма трепетно относилась к попыткам написать сценарии для экранизации выстраданного романа. Вариант известного театрального драматурга Майкла Митника - поклонника ее книги - устроил Лоури. Произошло это, скорее всего, потому, что автор сценария понял "векторное" направление - экшн не главное в фильме. А основное - те самые чувства, без которых невозможно обойтись человеку.
Когда дело касается отношений между поколениями - сцены с "Дающим" Джеффом Бриджесом и его дочерью Розмари (Тейлор Свифт), что пыталась "принимать воспоминания", но не выдержала этого, правдивы и хороши. "Принимающий" - человек, которого погружают в воспоминания о том, что такое санки, снег, Рождество, который впервые в жизни видит рояль и воспринимает его, как стол, с которого все упадет, располагает к себе. Он впервые видит мир цветным - и тут очевидна блестящая операторская работа. Благодаря этому персонажу фильм заставляет зрителя посмотреть на многие привычные вещи новыми глазами. Прочувствовать их, пропустить через себя. И в этом самая большая ценность картины. Для самого Джеффа Бриджеса, который стал еще и продюсером проекта, фильм также связан с личными событиями - когда-то он хотел, чтобы "Дающего" играл его отец.
Сцены с друзьями, и проявления первой любви не оставят равнодушными никого из подростков - это точно. Тем более, что на роль девушки, которую полюбит главный герой, по мере того как у него откроется способность чувствовать, выбрана очень привлекательная актриса Одейя Раш. Все, что происходит между ними, мило и чисто, и даже юному зрителю покажется наивным. Единственный момент, когда в зале раздается смех - именно, когда молодые герои говорят о чувствах.
Ближе к концу фильма, по мере того, как вчерашний мальчик-отличник, избранный и посвященный, открывает для себя все новое, действие начинает напоминать боевик. Уйти от экшн не удалось, и зритель вполне способен забыть, о чем было начало фильма - привычное к современному кино нервное напряжение начинает овладевать им. Однако и это еще не все. В фильме, словно присутствует еще один жанр - документальный. Он включается, когда "Дающий" переносится в воспоминания о людских грехах, вызванных сильными чувствами, и на экране появляются кадры войны. Или когда показаны очень банально счастливые картины мира: смеющиеся дети разных национальностей, например. Филипп Нойс, снявший такие фильмы, как "Тихий американец", "Святой", "Солт", "Игры Патриотов", мог бы показать любовь, смерть и войну не так заурядно, как сделал это в воспоминаниях "Дающего".
Однако, если не принимать во внимание эти сцены, а переключиться на другое. Например, на игру Мэрил Стрип, которая не в первый раз исполняет роль холодной бесчувственной женщины-начальницы. Стоит послушать, как она говорит о том, что, если человечеству дать свободу выбора, оно сделает неправильный выбор. Или о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад - это вообще могло бы стать слоганом фильма. Потому что те, кто строят идеальный мир, как правило, не подозревают, как много неидеальных вещей им придется принести в жертву, и какими именно способами. Не потому ли мальчика, которого выбрали на профессию "Принимающего Воспоминания", честно предупредили, что ему будет очень больно.
За информацию спасибо сайту http://www.rg.ru.
Без чувств
|