Домохозяйка, которая изобрела швабру, стала героиней фильма: в российский прокат вышла картина "Джой", уже получившая "Золотой глобус" и актерскую номинацию на "Оскар". Главную роль сыграла суперзвезда Дженнифер Лоуренс, а компанию ей составили Роберт де Ниро и Бредли Купер. О том как, предмет домашнего обихода может принести славу и деньги, расскажет кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.
Финальная, невероятной красоты, сцена, в которой главная героиня стоит у рождественской витрины магазина игрушек и хватает ртом падающие с неба снежинки, намекает, что идеальным временем для выпуска картины были волшебные предновогодние дни - пора, когда весь мир готов уверовать в чудо. Так и случилось на родине фильма, в Америке. Но у нас "Джой" выпустили чуть позже, и это тоже можно понять: в конце концов, предоскаровский сезон, и прокатчики рассудили, что номинации на самую престижную кинопремию мира помогут не самой очевидной для российского зрителя - невзирая на участие звезд - картине снискать заслуженную народную любовь.
Что ж, можно расстраиваться из-за того, что "Джой" получила только предсказуемую актерскую статуэтку на "Золотом глобусе" и аналогичную номинацию на "Оскар" - для сыгравшей заглавную роль красавицы и умницы Дженнифер Лоуренс (для кого же еще?), но можно и не обращать на это внимания. Перед нами - далеко не самый складный и виртуозный фильм Дэвида О. Расселла - создателя "Бойца", "Моего парня - психа" и "Аферы по-американски", завзятого формалиста и блестящего актерского режиссера, который и сделал славу и карьеру Лоуренс: если бы не роли в его картинах, за одну из которых она уже отхватила одного "Оскара", считаться бы ей обычной молодежной звездочкой из "Голодных игр", не более.
Однако не исключено, что эта их работа - при всей кажущейся неамбициозности - самая при этом искренняя и трогательная. Формально Расселл исследует вечную тему - историю успеха, осуществления американской мечты. Жила-была задавленная бытом, хоть еще и молодая, домохозяйка: надзирает над оболтусом-отцом, выгнанным из дома очередной женой, и не вылезающей из кровати матерью, следит за двумя малолетними детьми, еще и кормит нашедшего приют в подвале ее дома бывшего мужа, певца-неудачника. Неудивительно, что, решив стать изобретателем, первым делом Джой изобрела самоотжимающуюся швабру - и попала в волшебный мир телевизора, зачаровывающий ежедневно миллионы жителей земного шара, прямиком в "магазин на диване", прославивший и саму Джой, и ее инновационное изобретение.
История, ясное дело, подлинная. Но интересен здесь взятый режиссером ракурс: любуясь эксцентрическими выходками своих героев- простаков и чудаков, несравненно сыгранных Робертом де Ниро, Бредли Купером, Изабеллой Росселини и другими прекрасными актерами, он рисует портрет Америки, но не прагматичной и капиталистической, а мечтательной, романтической, эскапистской, земли неосуществленных надежд, многие из которых, вопреки ожиданиям, однажды могут вдруг стать реальностью. Пусть случается это только на Рождество и в основном не в жизни, а на киноэкране.
Автор: Антон Долин
Рецензия на фильм "Джой": Жила-была домохозяйка
|