Один из четырёх прекраснейших летних дней, пятница, начало второй половины дня, когда самые чопорные жители Лондона сбежали с работы и стекаются, как стильные и загорелые зомби к клубу «Shoreditch House» (прим.: элитная мини-гостиница). Между тем в унылой, обращённой на север, мало-используемой комнате, называемой библиотекой, вы найдёте Роберта Паттинсона, 29-летнего британского актёра. Незагорелый: знаменитая бледность вечно юного кровососа. Ни разу не самодовольный: на самом деле трудно найти кого-то менее довольного собой. И сегодня он пришёл в «Shoreditch House» работать – во всяком случае, дать интервью, где одним из наименее приятных моментов является то, что он не уверен, что хорош в этом деле.
Паттинсон часто сюда приходит? «Хм, да отчасти, эм. Вроде того, — в конечном счёте он решается. — Раньше я ходил сюда в тренажерный зал, пока не понял, что не хочу, чтобы люди увидели, как я занимаюсь». Он смеётся шикарным, неожиданным, победным хохотом. «Меня это смущает, — продолжает он. — Когда пытаешься поднять свои 10-ти фунтовые (прим.: 10 фунтов - 4,54 кг) гантели... Пошли слухи».
Сегодня Паттинсон в монохромной гамме: белая футболка и лёгкая куртка, чёрные джинсы, ботинки и неизменная бейсболка. У него густая борода (наши фотографии сделаны до того, как он её отрастил). Отличительная черта викторианцев (прим.: Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — период правления Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии) — наличие подкрученных усов, которые ему сейчас нужны для роли. «Ох, это сводит меня с ума, — говорит он. — Дайте знать, если сбоку что-то прицепится. Хуже всего с авокадо. — Паттинсон гладит подбородок. — Хм, да, авокадо с бородой не дружит».
Именно на этом моменте, или где-то совсем близко, понимаю, что Паттинсон мне нравится. Не за что-то сказанное им особенное, а за говорящую лучше слов энергетику. Если кого-то и можно простить за чудаковатость, так это его. Хоть какой-то шанс Паттинсона на нормальную карьеру – нормальную жизнь – исчез, когда он в 22-летнем возрасте появился в качестве вампира Эдварда Каллена в «Сумерках» (2008). Пять фильмов сделали его очень богатым, до неприятия знаменитым и, как ни странно, желающим большего. Один пример: в прошлом году в Лас-Вегасе женщина вышла замуж за вырезанного из картона Паттинсона, на их медовый месяц она несла «его» до знака «Hollywood».
Такое внимание и нежелательное поклонение у любого могли снести крышу. Но в Паттинсоне покоряет именно то, что он остался таким же, каким был до того, как стал одним из самых известных актёров в мире. Он как тот простак, склонен к признаниям, скажем, о наличии авокадо на лице.
Короче говоря, Паттинсон не носится с собой, как с божьим даром. В нём всё так же можно узнать 20-летнего парня из пригорода Лондона, чей отец продавал подержанные автомобили, а мама работала бухгалтером в модельном агентстве.
На сегодняшний день самое интересное в Паттинсоне то, как он курирует свою карьеру. Проще говоря, почти любой режиссёр захочет снять Паттинсона в своём фильме: у него есть имя, дающее проекту зелёный свет, и фанбазу - людей, которые захотят на него посмотреть. Однако актёр решил воспользоваться своим преимуществом нетрадиционным способом. Иногда он активно ищет режиссёров, которыми восхищается: «Их совсем немного, так как мне нравится довольно специфический материал». Паттинсон не требует большой роли или огромными буквами своего имени на постере, хотя в любом случае именно так все и будет. Он дважды работал с культовым кинорежиссёром Дэвидом Кроненбергом («Космополис» и «Звёздная карта») и с Вернером Херцогом, в роли Т.Э. Лоуренса в новом биографическом фильме о Гертруде Белл «Королева пустыни», где также снимались Николь Кидман и Джеймс Франко. На днях Паттинсон согласился сыграть астронавта в дебютном сценарии полнометражного фильма Зэди Смит.
И в этом месяце можно увидеть великолепного Паттинсона в картине «Жизнь» Антона Корбейна: сердечной, проникновенной ленте о Джеймсе Дине. Но наша звезда не играет Дина, он - Деннис Сток, фотограф агентства «Магнум» (прим.: Ма́гнум Фото — первое в мире фотоагентство и агентство фотографов, ставящее своей целью распространение репортажных снимков в печати), который в 1955 году подружился с актёром и сделал свой знаменитый снимок, где Дин, шагая по Таймс-сквер, курит и ёжится из-за дождя. Паттинсон утверждает, что и секунды не рассматривал возможность взять себе роль Дина, в которой снимается Дэйн ДеХаан.
«Даже не знаю, с чего начать, — говорит актёр. — Думаю, единственная причина, по которой кто-то подумает о схожести проекта с «Сумерками», потому что люди постоянно говорят о «задумчивости». Я не совсем уверен, что задумчивый, иначе был бы курицей, высиживающей яйца. Так что не совсем понимаю, почему эту черту считают привлекательной».
Однако, есть интригующие параллели, которые можно провести между Дином и Паттинсоном: две звезды, определяющие свои эпохи, или, по крайней мере, рассмотреть природу изменений знаменитостей за прошедшие 60 лет. В «Жизни» Дина показывают на пороге славы, незадолго до выхода его дебютного фильма «К востоку от рая» (в течение следующих восьми месяцев он снимется ещё в двух фильмах, в том числе «Бунтарь без идеала», прежде чем погибнет в автокатастрофе в возрасте двадцати четырёх лет). Студия «Warner Bros» посылает его дать интервью и Дин проваливает его, отчасти по неопытности, частично в результате саботажа.
Паттинсон, конечно, знает каково это. «Когда вышли первые «Сумерки», я определённо нёс всякие глупости, просто чтобы не производить впечатления действующего по шаблону или отчасти машинально», — вспоминает он. В большинстве своём всё было довольно безобидно, например, что он перед финальным прослушиванием принимал «Ксанакс», чтобы успокоить нервы, или заявление, что до того, как получил роль, пил в течение года, живя в «маленькой прикольной бывшей квартирке наркоторговцев» со своим лучшим другом, актёром Томом Старриджем. «Совсем несложно шокировать людей, достаточно просто материться, — рассмеявшись, сказал Паттинсон. — Или что-то говорите с похмелья и замечаете, как рекламный агент машет руками и показывает: ”Закрой рот! Замолчи!”»
Тем не менее «Жизнь» по-другому даёт понять, как именно изменились взаимоотношения между знаменитостями и СМИ. Сток, чтобы поддержать Дина, едет за актёром к тому домой на ферму в штате Индиана, где молодой человек рос с дядей и тётей, живущих по законам квакеров (прим.: Квакеры - последователи христианской секты, основанной в XVII в., в Англии). Такую близость их взаимоотношений – и фотографий, которые относятся к производственной части, – в наше время невозможно представить.
Паттинсон это признаёт. «Сейчас мысль пригласить фотографа в дом моей семьи… просто безумие! — говорит он. – В действительности, это даже не относится к фотографиям, хотя, конечно же, замечательно иметь дело с хорошим фотографом, а к тому, чтобы сделать всю семью достоянием общественности и ужасающей какофонии живущих в интернете демонов. И так уже много чего испорчено, те же интернет-тролли, ведь никто не желает поставить себя на место другого. Даже если не обращаете внимания на подобное, не думаю, что у кого-то действительно получается игнорировать».
В голосе Паттинсона нет злости, просто принятие неизбежного дискомфорта согласно фаустовскому пакту, который он принял, став известным на избранном поприще. «С моими сёстрами, — Виктория и Лиззи, обе старше; Лиззи — певица и в прошлом году участвовала в шоу «Х-Фактор», дошла до этапа, когда претенденты прослушивались дома у судей, — просто вовлечь людей в то, частью чего они быть не должны, – продолжает актёр. — Становится невозможно предотвратить последствия. Все что можешь сказать: ‘Простите. Мне жаль, что я притащил эту тьму в вашу жизнь. И даже не могу ничем компенсировать’. Да, ничего иного, лишь плохое».
Множество людей в индустрии развлечений и вне её по-настоящему хотят быть известными. Тем временем Паттинсон больше, чем любая публичная фигура, с которой я сталкивался, кажется, отчаянно пытается стать менее известным, чем есть. Этап, где популярность для него была полезной, давно прошёл. Актёр имеет больше денег, чем может потратить. В Лос-Анджелесе купил дом – «как Версаль», — описал он его — но съехал после того, как папарацци снаружи разбили лагерь. Он владеет семнадцатью гитарами, вот и все изыски.
«Известность только на пути к Робу, — сказал Антон Корбейн, у которого большой опыт работы с суперзвездами, сначала в качестве фотографа-портретиста, а с недавнего времени как режиссёра. – Съёмки проходили в Торонто и была действительно холодная зима, бывали дни, когда температура опускалась до -22o С, но всё равно папарацци днями караулили и фотографировали с деревьев. Даже в экстремальных обстоятельствах, в глуши, они тут как тут. Это должно быть утомительно».
Значит, Паттинсон хочет быть менее узнаваемым? «Даже не думал, что настолько известен, — неубедительно заверяет он. — Я только вырвался в Лондон от тех, кто меня постоянно сводит с ума в Лос-Анджелесе — фотографов. Уже даже не волнует то, что фотографируют, но это преследование, слежка, и понимание, что от них никуда не деться. Но я вернулся в Лондон, здесь никогда такого не было».
Правда? «Ага. Если вы не в пожарной части «Chiltern» (прим.: ресторан) или ещё где-то. Вот и все. Здесь нет инфраструктуры. В Англии знаменитости и пресса заинтересованы в разном. Это замечательно!»
Он мог бы проявить немного больше доверия. Отношения Паттинсона всегда на первых полосах светских хроник, тем более что в 2012 году расстался с Кристен Стюарт, партнёршей по фильму «Сумерки». В настоящее время он встречается, и почти наверняка помолвлен, с певицей FKA Твигс – отсюда и возвращение в Лондон – но он знает достаточно, чтобы не распространяться об этом. Когда я поднял эту тему, то Паттинсон добродушно ответил: «Ах да, это. Считаю, что нам лучше не говорить о подобном. Но спасибо».
Личный опыт позволил Паттинсону, сумевшему выдержать «Сумерки» и оставить их позади, похоже, действительно утратить интерес к незначительным винтикам в механизме под названием Голливуд. В прошлом году в «Звёздной карте» он сыграл начинающего актёра и писателя, который на самом деле работает водителем и крутит интрижку с психически неуравновешенной великой актрисой, которую сыграла Джулианна Мур. В «Жизни» его персонаж Деннис Сток становится свидетелем того, что киноиндустрия делает с Джеймсом Дином. В обоих случаях урок в том, что, похоже, в этом бизнесе не так уж просто остаться в своём уме.
Но Паттинсон видит все по-другому: это не значит, что только кинозвезды странные: странные все. «Думаю, люди довольно экстремальны, — говорит он. — Если вы присмотритесь к их поведению, то встретите много психов. Могу зависать со своей семьёй, и это как в психиатрической лечебнице, — натянуто улыбнулся. — Они скажут что-то такое: "О, почему ты о нас так говоришь?”»
Паттинсон настаивает, что актёрство все ещё в процессе познания, ведь он никогда не изучал его и даже когда стал Эдвардом Калленом, думал о музыкальной карьере, а не актёрской. Это приводит к неестественно самоуничижительной оценке своих талантов. Паттинсон редко смотрит на свою игру – так и не увидел финальный фильм саги «Сумерки» — но усердно выискивает негативные комментарии в интернете. «Читаю обличающие обзоры и это самое ужасное, что можно сделать, — признаётся он. – Похоже на зависимость. И читая только плохое, сам пропитываешься ненавистью, ненавистью к себе, отвращением. Да, странная привычка».
«Не знаю, неуверенность ли это, но он гораздо более талантлив, чем считает, — говорит Корбейн. — Очевидно, что успех пришёл сравнительно легко, благодаря Сумеречной серии, и с тех пор он берётся за второстепенные роли, чтобы доказать – скорее всего, самому себе – что он актёр, а не ещё одна знаменитость. Это заслуживает уважения, но он недооценивает собственные качества. Нервничает. Думаю, Роб слишком требователен к себе, как по мне, то это излишне».
Так Корбейн описал «внутреннюю неразбериху», которую видит в Паттинсоне. А актёр осознаёт это в себе? «Есть грешок, ха-ха, да, вроде того, — отвечает он. — Иногда. Думаю, что у всех такое бывает, действительно чувствуешь, что нужно что-то доказать, но не совсем уверен, что именно. Так что, скорее всего, такова моя неразбериха».
Паттинсон замолкает на несколько секунд. «Замешательство! – в конце концов восклицает он. – Определённо, я очень смущён. После своего двадцатилетия, в основном я жил, не имея ни малейшего представления, что происходит. А сейчас чувствую, что получаю немного пользы от понимания».
Сеанс психоанализа почти завершён. Паттинсон идёт к пианино у окна и лениво наигрывает несколько нот. С недавнего времени он опять начал брать уроки, возобновив занятия, которые посещал подростком. Актёр решил, что на этот раз будет больше энтузиазма, но практика – все ещё тяжёлая работа. Он закрывает крышку и заканчивает мысль, высказанную несколькими минутами ранее.
«Во многих смыслах, я очень горжусь тем, что все еще получаю роли, — говорит Паттинсон. – Начать случайно, когда тебе шестнадцать лет, и суметь продолжить, сделав своей работой. Ведь из-за того, что попал в эту сферу без образования, чувствуешь себя мошенником, которого в любую секунду могут попросить. Так что да, главное, надеюсь, удастся постепенно избавиться от этого и действительно делать то, что хочешь, без ощущения притворства. Имеет ли это смысл?»
С его интригующей, амбициозной пост-Сумеречной карьерой, это имеет всё меньше и меньше смысла, но многое говорит о Паттинсоне, о его мыслях.
С 25 сентября в кинотеатрах стартует «Жизнь».
Перевод выполнен Коломийка специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Интервью Роберта Паттинсона для журнала «The Observer»
|