Голливудская актриса Дженнифер Лоуренс написала эссе для сайта известного борца за равноправие женщин и мужчин Лены Данэм, в котором рассказала о некоторых аспектах проявления сексизма в Голливуде. Судя по этому эссе, больше всего 25-летнюю Лоуренс возмутил тот факт, что «счастливым обладателям пениса» почему-то не зазорно выбивать из кинокомпаний миллионы, в то время как женщинам легче согласиться на меньший гонорар, чтобы не сойти за «избалованную стерву».
Однако о нарушении прав женщин в американской киноиндустрии говорят не только эти сэкономленные на дамах миллионы, но и простая статистика: женщин-продюсеров в Голливуде — 20% от общего числа, женщин-сценаристов — 13%, а среди режиссеров — всего 7%. Словом, есть за что побороться!
Время женщин:
До 1917 года, как ни странно, женщин в Голливуде было очень много. Сложно представить, но в этот период число управлявших независимыми продюсерскими компаниями женщин превышало число мужчин на этих же должностях.
Небезызвестная студия Universal, основанная Карлом Леммле в 1912 году, даже была прозвана «женской студией», поскольку до конца Первой мировой войны около половины ее сотрудников составляли женщины. На Universal работали 11 режиссеров в юбках, снявших за семь лет порядка 170 фильмов! Современному Голливуду такое и не снилось.
Стоит отметить, что первой женщиной-режиссером принято считать француженку Алис Ги-Блаше, у которой в начале прошлого века была собственная студия в Нью-Йорке. За свою 25-летнюю карьеру Ги-Блаше сняла более 300 фильмов по своим сценариям.
А вот первой женщиной-режиссером, принятым в Режиссерскую гильдию, стала одна из актрис Ги-Блаше — легендарная Лоис Вебер. Именно она впервые задумалась о том, что развлечь зрителя и в то же время поговорить с ним о социальных проблемах — не противоречащие друг другу вещи.
К примеру, ее фильм о легализации абортов «Где мои дети?» 1917 года принес Universal 3,5 миллиона долларов в прокате при цене билета всего в 50 центов. Может, поэтому Карл Леммле как-то сказал о Вебер: «Я бы доверил ей любую сумму, какую она попросит, и на любой фильм, который она захочет снять».
Однако в 1917 году один из главных киножурналов эпохи немого кино Photoplay объявил конец «эпидемии женских студий». В Голливуде запахло серьезными деньгами и началась эпоха корпораций, возглавляемых мужчинами.
Первые шаги к былому могуществу:
Несмотря на то, что Photoplay вроде бы прекратил «женскую эпидемию», любимица Голливуда Мэри Пикфорд, игравшая знаменитых белокурых бедняжек, к 1916 году получала рекордные гонорары: 10 тысяч долларов в неделю и половину прокатного сбора.
Кроме этого, в 1919 году Пикфорд, Чарли Чаплин и Дуглас Фэрбенкс основали независимую киностудию United Artists. Являлась ли актриса самой влиятельной женщиной в киноиндустрии того времени? О, да! Однако Голливуд хотел от нее лишь одного — больше белокурых сироток и наивных бедняжек. По словам самой Пикфорд, закончившей играть эту одну бесконечную роль к 1928 году, она «не стала дожидаться, пока сотворившая ее девчушка ее же и прикончит».
До 1930 года женщины в американском кино отошли в тень, пока Фрэнсис Марион не получила «Оскар» за Лучший адаптированный сценарий к картине «Казенный дом». Этот триллер про мужскую тюрьму принес первую столь почетную награду женщине.
В 1938 году в Режиссерскую гильдию принимают вторую в истории женщину-режиссера Дороти Арзнер. По ее словам, она попала на Paramount совершенно случайно, начав свой путь в студии с простой стенографистки.
Получив должность режиссера монтажа, Арзнер сэкономила студии огромные деньги, придумав использовать для фильма «Кровь и песок» чужую пленку с записью корриды. Все прошло гладко, фильм обрел огромную популярность, а Дороти Арзнер отметили как изобретательного работника. Позже она поставила перед руководством Paramount ультиматум: либо ей дают снимать фильмы класса А, либо она переходит на работу в Columbia — и студия ей уступила.
И все равно, как рассказывала Арзнер в преклонном возрасте, женщины в киноиндустрии оставались на вторых ролях: «Я не снимала кино, чтобы выжить, поэтому всегда со спокойной душой отдавала фильм другому режиссеру. Думаю, поэтому я и продержалась так долго».
Да и вообще, то, что говорили женщины о своей профессии в кино до 1970-х, можно охарактеризовать одним словом — борьба. «Женщина, которая хочет сразу вломиться в этот мужской мир, не очень-то женственна. Это не наш метод, детка. Женщина должна методично бить в эту стену — как в гонг!» — отмечала американская актриса и одна из первых женщин-режиссеров в истории кино Ида Лупино.
«На студии я становлюсь крошкой Эдит в темных очках и маленьком бежевом платье. Только так там можно выжить», — рассказывала американская художница по костюмам, обладательница восьми премий «Оскар» Эдит Хед.
«В 1960-х женщинам было запрещено заниматься кино. Мужчины их и близко не подпускали. Работа на кастинге была для нас чуть ли не единственным вариантом», - вспоминала директор по кастингу Paramount Мэрион Доэрти.
Начало борьбы:
В 1963 году, пока Люсиль Болл совершает еще один женский подвиг во главе телевизионной компании Desilu Productions и выпускает сериалы «Миссия невыполнима» и Star Trek, в США выходит книга Бетти Фридан «Загадка женственности».
Эта книга стала первым социологическим исследованием о гендерном неравенстве и ознаменовала начало становления современного феминизма. Всего через год после выхода «Загадки» в США вступает в силу «Закон о равной оплате труда».
Позже суперзвезда Элизабет Тейлор становится первой актрисой, гонорар которой составил 1 миллион долларов за фильм «Клеопатра». В отличие от своих коллег-мужчин Тайрона Пауэра («Игрок Миссисипи», 1953) и Уильяма Холдена («Мост через реку «Квай», 1957), которым также заплатили по миллиону, Тейлор получила еще и 10% от проката.
В 70-е годы прошлого века Верна Филдс получает премию «Оскар» за монтаж фильма «Челюсти» Стивена Спилберга. Ее новаторские приемы позднее попали во все учебники по киномонтажу.
К тому же в прокат наконец-то выходит фантастический фильм «Чужой» Ридли Скотта, в котором впервые протагонистом становится женщина — легендарный лейтенант Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер.
В это же время митингующие у офиса Американской киноакадемии под руководством первой женщины-президента Гильдии актеров Кэтлин Нолан требуют, чтобы женщинам в Голливуде отдавали тот же объем экранного времени, что и мужчинам.
А вот СМИ в этой борьбе не то чтобы не участвуют, а становятся на другую сторону баррикад. Так, в начале 80-х The New York Times публикует новость под заголовком «Бывшая модель управляет студией». Речь шла о Шерри Лэнсинг — первой женщине, возглавившей голливудскую студию. И не какую-нибудь, а 20th Century Fox.
Сотрудники газеты, конечно, не учли многолетний опыт Лэнсинг в киноиндустрии, как и сотрудники студии, которые саботировали ее поручения до тех пор, пока их не подтверждали заместители-мужчины. Позже Лэнсинг успела поработать в собственной компании и стать председателем правления Paramount. На ее счету лоббирование таких фильмов, как «Храброе сердце», «Форрест Гамп» и «Титаник».
«В XXI веке девочки и мальчики должны делить песочницу поровну»:
Это высказывание принадлежит Джине Дэвис — основательнице Института гендерных исследований в медиасфере, который был создан в 2004 году. Зрители помнят эту актрису по ролям в фильме «Муха» Дэвида Кроненберга, «Турист поневоле» Лоуренса Каздана, роль в котором принесла ей «Оскар» и, конечно, в ленте «Тельма и Луиза» Ридли Скотта.
До сих пор нельзя сказать, что эта песочница делится поровну, однако прогресс в начале 2000-х был налицо. Во-первых, свои 20 миллионов долларов впервые получила женщина — Джулия Робертс за роль в фильме Стивена Содерберга «Эрин Брокович». Да и сюжет фильма был подходящим: Робертс сыграла мать троих детей, которая сумела победить в суде гигантскую корпорацию.
Во-вторых, в это же время Марта Кулидж, снявшая сериал «Секс в большом городе», становится первой женщиной во главе Гильдии режиссеров США. И наконец, по решению Американского института киноискусства, помимо Эллен Рипли в мировом кинематографе появляется еще одна величайшая героиня — Кларисса Старлинг, которую блестяще сыграла Джоди Фостер в триллере «Молчание ягнят».
Сложно представить, но первого «Оскара» в режиссерской номинации женщина удостаивается только в 2008 году. Зато как! Кэтрин Бигелоу обходит бывшего супруга Джеймса Кэмерона с его «Аватаром» - и получает заветную статуэтку за свой фильм «Повелитель бури».
Равные права для всех:
За последние пять лет каждая уважающая себя актриса хотя бы раз открыто заявляла о том, что женщин в Голливуде хитро обводят вокруг пальца: то урезают экранное время, то гонорары выплачивают на порядок ниже, чем коллегам-мужчинам, то прикрывают рот, когда речь заходит о феминизме.
Еще Джейн Фонда призывала бороться с сексизмом в Голливуде и позволить женщинам снимать серьезное кино. К ее совету прислушалась Анджелина Джоли, на счету которой такие режиссерские работы, как «В краю меда и крови» о любви сербского солдата и боснийской девушки и военная драма «Несломленный» — серьезнее не придумаешь.
Кроме Фонды, проявления сексизма в Голливуде осуждали такие актрисы, как Роуз Макгоуэн, которой посоветовали однажды прийти на кастинг «в одежде с глубоким вырезом и в бюстгальтере пуш-ап», Ариэль Уинтер, Скарлетт Йоханссон, Джессика Честейн, Дженнифер Коннелли, Кара Делевинь и многие другие.
За равные права в Голливуде в свое время выступила Джиллиан Андерсон, которая изначально получала за съемки в «Секретных материалах» намного меньше своего партнера Дэвида Духовны. Актриса Джессика Альба также была возмущена тем, что мужчинам платят больше, их чаще выбирают хедлайнерами в промо-акциях и на афишах.
Но все это говорилось, конечно, только в интервью. До церемонии вручения «Оскара» этого года. Тогда вышедшая получать свою статуэтку Патрисия Аркетт на весь мир выступила с зажигательной речью о том, что женщины достойны равных прав с мужчинами. Ее слова бурно поддержали сидевшие в зале Мэрил Стрип и Дженнифер Лопес.
Еще одна прочувствованная речь о гендерном неравенстве прозвучала осенью 2014 года в Генштабе ООН из уст совсем юной Эммы Уотсон, сумевшей растрогать даже самых черствых слушателей. Актриса, которая недавно вступила в ряды послов доброй воли, провозгласила себя феминисткой и призвала бороться за равные права мужчин и женщин.
Однако одними речами делу не поможешь. Об этом прекрасно осведомлена самая влиятельная актриса Голливуда Мэрил Стрип. Летом этого года она написала и отправила письма всем 535 членам Конгресса, в которых напоминала о том, что в американскую конституцию до сих пор не включена поправка о равных правах. «Новое поколение женщин и девочек говорит о равенстве: равной зарплате, равной защите от сексуальных домогательств, равных правах. Я пишу, чтобы попросить вас вступиться за равенство, поддержав поправку о равных правах, ради ваших матерей, дочерей, сестер, жен и самих себя».
Конгресс требование Мэрил о равных правах, к сожалению, проигнорировал. Расстроились ли женщины: актрисы, матери, сестры и жены? Конечно, нет — путь к равноправию сложен и тернист. Нам ли не знать об этом.
Текст: Татьяна Барботина
За информацию спасибо сайту http://april-knows.ru.
Голливуд: борьба за равноправие
|