О чем "Звездные войны"? О том, что все сущее пронизано Силой, и есть восприимчивые к этой Силе создания, которые в меру своего воспитания и образа жизни становятся то на одну, то на другую ее сторону, объединяясь в некие ордена, переживая на фоне грандиозных событий свои маленькие, но яркие драмы. Так было в первых двух трилогиях, и даже начало третьей при всех мыслимых претензиях к нему, давало надежду на то, что накал страстей пусть и с новым поколением героев будет поддерживаться на должном уровне. Но то, что в итоге "Звездные войны" превратятся в винегрет из натужных шуток, социалистических идей и рекламных роликов для будущих линий игрушек не могло привидеться в самом страшном сне ситха.
Уже с первых кадров, а точнее с традиционных титров, уходящих в космическую даль, возникает пока еще безотчетное чувство тревоги. Например, потому, что зрителям сходу сообщают, что Республика пала, осталась лишь горстка участников Сопротивления, которые "геройски готовятся к спешному отступлению". Отступают геройски?! То самое Сопротивление, которое в конце седьмого эпизода уничтожило главную базу Первого Ордена, обладавшую еще большим военным потенциалом, чем Звезда Смерти? "Ну, предположим",- подумает зритель и замрет в ожидании объяснений главных секретов восьмого эпизода.
Например, странной ненавистью, которую Кайло Рен испытывает... нет, не к Люку, а к своим родителям, например. С другой стороны, и к Люку тоже, ведь нужно же понять, какова была причина перехода столь одаренного джедая, коим становился Бен Соло, на Темную сторону. Ну, и не мешало бы узнать кое-что о происхождении главной героини. И хотя бы отчасти понять, что есть Верховный лидер Сноук, и почему столь могущественный персонаж, явно являвшийся современником Палпатина и Вейдера, так долго оставался в тени. Так подумает каждый зритель, хоть сколько-нибудь знакомый с основной сюжетной линией "Звездных войн". И будет глубоко разочарован.
Ибо вместо ответов на эти вроде бы краеугольные вопросы, ему предложат совершенно социалистический взгляд на события в Далекой Галактике, хорошо укладывающийся в формулу "кому война, а кому - мать родна". И исследованием этого чрезвычайно важного, по мнению сценаристов и режиссера Райана Джонсона, займется не утративший своей деревянности Фин и его новая и столь же деревянная азиатская подружка.
Нет, всякие социальные проблемы освещались в "Звездных войнах" и раньше. В конце концов, Энакин Скайуокер был рабом, а в определенной части Галактики правила не Империя или Республика, а хаты и другие не слишком сентиментальные граждане. Но никогда ранее создатели номерных эпизодов не акцентировали внимание на "зловещем оскале капитализма", ибо прекрасно осознавали, что, во-первых, не это главное, во-вторых, у борцов с проявлениями Темной Силы были совсем иные задачи, нежели вскрытие пороков общества.
У автора этих строк сложилось, быть может, крайне ошибочное впечатление, что вся эта совершенно чуждая "Звездным войнам" пропаганда, тем более исходящая от героини с азиатскими корнями, была необходима исключительно для употребления на китайском рынке, который все еще очень настороженно относится к знаменитой саге. На это же намекает и ключевая сцена в одной из битв, в которой спасение приходит от... симпатичной и предельно героической китаянки.
Ну, ладно Фин. Возможно, в лучшую сторону эволюционировал кто-то еще? Ничего похожего. По Демерон, все также стремится походить своей неконтролируемой удалью на Хана Соло, и все также отчаянно проигрывает ему по всем показателям. Люк Скайуокер, на секундочку, проходивший обучение у Оби-Вана Кеноби и Йоды почему-то стал истериком, совершенно утратившим способность справляться с трудностями и навыки ближнего боя. Рей, не обучавшаяся вообще ни у кого, почему-то еще с большей с легкостью управляется с заведомо более подготовленными бойцами. Кайло Рен, боготворящий дедушку, но готовый без объяснения причин отправить вслед за ним маму и папу, все тот же взбалмошный подросток, с трудом объясняющий даже себе, чего же он в действительности хочет.
Ну, и, конечно, Сноук. Вероятно, самый могущественный форсюзер в Галактике, способный даже с помощью своей голограммы сломать лицо нерадивому подчиненному, и наконец-то появляющийся во плоти. С ним одним связан "твист", который, когда он проявится, заставит настоящих поклонников "Звездных войн" привстать со своих мест и сказать: "ШТО?!".
В фильме "Звездные войны 8: Последние джедаи" нет главного, нет "Звездных войн". Не в смысле грандиозных космических баталий или идущих на штурм очередной базы повстанцев шагоходов. Этого добра как раз хватает. Нет, ощущения судьбы, сосредоточившейся на острие светового клинка, нет дуэльной ярости Темной стороны и спокойной уверенности Светлой. Сила превратилась из мистической первопричины всех событий в смазку для рекламного механизма, призванного обеспечить хорошие продажи поргов и ледяных собачек. К слову, и те, и другие представлены примерно с такой же топорностью, как продакт-плейсмент в известной серии отечественных фильмов про борьбу темных и светлых сил в Москве.
Но самая главная беда восьмого эпизода, а значит, и всей новой трилогии заключается в том, что изначальная идея, предполагающая замещение классических персонажей новыми, полностью провалилась. Так как "Звездные войны" на экране творятся только тогда, когда в кадре появляется Чубакка, "Сокол Тысячелетия" и даже слегка видоизмененный Люк Скайуокер. Во всех остальных случаях это просто очень качественный с точки зрения визуального оформления, но средненький по содержанию приключенческий боевик на космическую тему. Пусть и со световыми мечами, которые почему-то в нашем переводе, называются, прости господи, ЛАЗЕРНЫМИ!.
Автор: Andrew
За информацию спасибо сайту https://www.kinonews.ru.
Рецензия на фильм "Звездные войны 8: Последние джедаи" (Гвендолин Кристи)
|