Подростковая антиутопия о роковом любопытстве и пользе утренних пробежек, в которой Дилан О’Брайен бросает вызов Усэйну Болту.
«Дивергент» и «Голодные игры» лишний раз своим примером доказали, что даже антиутопия в руках умелых студийных боссов способна приносить хорошую прибыль, а социальный подтекст, каким бы недвусмысленным он не был, скорее притягивает зрителя, чем отталкивает. В этом плане компания 20th century Fox нашла настоящий рог изобилия в лице писателя Джеймса Дэшнера и его трилогии «Бегущий в лабиринте». Превратить в высокобюджетный блокбастер «Повелителя мух» мастера антиутопии Уильяма Голдинга не рискнул бы даже самый безбашенный продюсер. А вот подростковый роман, написанный Дэшнером с оглядкой на культовое произведение английского писателя, подходит в самый раз. В меру мрачно, скромно и при этом не так мизантропично, как у Голдинга. Да еще и с намеком на романтическую линию.
Томас (Дилан О’Брайен) просыпается в небольшом лифте. Он не знает, что произошло, и понятия не имеет, где находится. Единственное, что он помнит, — свое имя. Оказавшись снаружи, герой видит вокруг себя 60 незнакомых парней. Спустя некоторое время выясняется, что место, в котором очутился Томас, называется Глэйдом. Дорога к свободе пролегает через опасный лабиринт, чьи стены каждую ночь меняют расположение. Проходить сквозь ворота можно только днем, в ином случае велик риск столкнуться с опасными чудищами гриверами. Как и в любой уважающей себя антиутопии, в фильме Уэса Болла существует классовое разделения обязанностей: мясники, повара, садоводы и бегуны, в обязанности которых входит написание карты лабиринта. Именно таким картографом и становится Томас. Жизнь в Глэйде идет своим чередом, пока в один прекрасный день в лифте не появляется девушка.
«Порок — это хорошо», — постоянно твердит таинственный женский голос. И дело тут вовсе не в 60-ти парнях и одной девушке. В этом вопросе «Бегущий в лабиринте» предельно серьезен. Глэйд населяют сплошь д'Артаньяны да целомудренные пуритане — никаких сальных шуточек, намеков и подмигиваний. Цель — выжить в данную секунду, о продолжении биологического рода можно будет задуматься в следующий раз.
Собственно, порок, о котором ведется речь, — это любопытство. Одержимое желание узнать первопричину и выбраться из замкнутого пространства ложится в основу конфликта между Томасом и Галли (Уилл Поултер), которому в фильме отведена роль убежденного консерватора. Двигаться вперед или довольствоваться тем, что есть? Болл с самого начала отчетливо расставляет приоритеты.
Дэшнер не лукавил, утверждая, что его роман рассказывает другую, отличную от «Повелителя мух» историю. Называть «Бегущего» классической антиутопией сложно, несмотря даже на все формальные признаки, свидетельствующие об обратном. Да, в фильме происходит столкновение «статичного» и «динамичного», личного и общественного, однако практически каждый глэйдер в глубине души понимает, что вечно жить в таком мире невозможно. Даже маленький и беспомощный Чак, этакая лайт-версия Хрюши из «Повелителя мух», не чувствует себя в нем комфортно, несмотря на относительную безопасность внутри стен лабиринта. Общество глейдеров находится в процессе выздоровления, но не всякая ремиссия проходит без осложнений.
Тема «порочного любопытства» введена неслучайно и вполне удачно отражена в повествовании. Вплоть до самого финала Болл выдерживает градус таинственности. Одна раскрытая тайна порождает несколько новых. Детективная линия в «Бегущем» выполнена качественно, а насыщенная событийность фильма порой действительно захватывает. Режиссер регулярно подкидывает приманки в виде стремительных погонь, и ближе к финалу сюжетный молох раскручивается лишь сильнее. И если бы вся драма не ограничивалась однообразными и изрядно утомляющими склоками между двумя главными героями, то полнометражный дебют Болла можно было бы назвать удачным.
Несколько схваток с биомеханическими монстрами, парочка сюжетных твистов и спринтерские заходы на фоне минималистичных декораций — Уэс дарит движение, но лишает свободы. Хотя бы на время «Бегущий в лабиринте» вполне мог прикинуться молодежной версией «Чужого» или подростковым вариантом «Ноя». Разветвленность сюжета позволяла Боллу экспериментировать с жанрами, но он в итоге выбрал самый простой путь — бежать вперед и не оглядываться.
Бегущий в лабиринте /The Maze Runner/ США, 2014, 113 мин. Реж.: Уэс Болл. В ролях: Дилан О’Брайен, Амл Амин, Ки Хонг Ли, Блейк Купер, Томас Сэнгстер, Уилл Поултер, Декстер Дарден, Кая Скоделарио, Крис Шеффилд, Джо Адлер. В прокате с 11 сентября («Двадцатый Век Фокс СНГ»)
За информацию спасибо сайту http://thr.ru.
Рецензия: «Бегущий в лабиринте»
|